14 Сентября 2024 Суббота

Арифмистическая погрешность
Ирина Мамиконян Мединдустрия
15 октября 2013, 12:54
5105

Почему индикаторы Минздрава не показывают реальных заработков медработников

Вероника Скворцова подвела промежуточные итоги реализации программы по повышению уровня заработной платы медработников: в начале октября она сообщила, что Минздрав движется в зарплатном графике опережающими темпами и уже выполнил целевые показатели декабря 2013 года. В это же время в Иваново продолжаются протестные выступления недовольных условиями труда врачей, а во Ржеве медики планируют «итальянскую забастовку».

«Что касается зарплаты, мы на сегодняшний день выполнили те индикаторы, которые были заложены в «дорожные карты» на конец декабря для врачей и среднего медицинского персонала», – рапортовала Вероника Скворцова 4 октября собравшемуся в подмосковном пансионате «Бор» партийному активу «Единой России». Индикативная бодрость министра особенно странно выглядит на фоне зарплатных баталий, разгорающихся параллельно в нескольких регионах страны.

В Ивановской области с требованиями повышения зарплат выступают работники скорой помощи. В Оренбуржье – отставание регионального Минздрава от целевых показателей по уровню оплаты труда медиков зафиксировано облпрокуратурой. В Тверской области врачи пишут чиновникам открытые ультимативные письма. «Мы, сотрудники педиатрического отделения Ржевской ЦРБ, сообщаем, что доведены до отчаяния нецивилизованными условиями труда и низкой заработной платой», – сообщают в своем коллективном обращении к министру здравоохранения Тверской области Елене Жидковой и губернатору региона Андрею Шевелеву медработники ЛПУ. Аналогичные претензии озвучены в письме сотрудников детской поликлиники №1 того же Ржева. Как следует из составленной для Тверской области «дорожной карты», размер средней заработной платы на одну ставку в 2013 году для среднего медперсонала должен составить 17 372,2 рублей, для младшего – 8686 рублей.

«Однако палатная медсестра в ЦРБ получает на руки зарплату примерно на 40% меньше, причем это и за совмещения», – говорится в письме педиатров. С учетом ночных часов, доплаты за многолетний стаж и категорию медсестры получают около 9 тысяч рублей, уточняется в обращении. Санитарка зарабатывает около 5 тысяч рублей, с учетом совмещения – только 6,5 тысяч. В детской поликлинике Ржева зарплатная ситуация обстоит не лучше. Участковая медсестра получает по ставке 9-10 тысяч рублей, а при работе еще и на втором участке по патронажам – 12–14 тысяч. Зарплата участковых детских врачей, работающих на одну ставку, составляет порядка 17 тысяч рублей, а с совмещением на втором участке – только 18-19 тысяч. Разница с суммой, зафиксированной в «дорожной карте», составляет 10–12 тысяч рублей, подытоживают медработники.

Но у федерального Минздрава – другие данные. Ведомство ежемесячно публикует результаты мониторинга зарплат в отрасли, и, согласно последнему, сентябрьскому, отчету, средняя ежемесячная заработная плата всех медицинских работников по итогам восьми месяцев 2013 года по сравнению с итоговым показателем 2012 года увеличилась на 13,4% и составила 23,73 тысячи рублей. При этом врачи в среднем получали по 40,36 тысяч рублей в месяц (увеличение по сравнению с 2012 годом на 12,1%), а медработники среднего звена – 22,6 тысяч рублей (рост на 13,7%). Другими словами, по замерам Минздрава, зарплатная динамика не нарушает «дорожные карты» и не спорит с положениями указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №597.

Но, видимо, на местах не знакомы с федеральными формулами. «До сих пор в регионах большая часть медработников имеет зарплату менее 10 тысяч на одну ставку», – утверждает координатор общественного движения «Вместе – за достойную медицину» Виталий Иванов. По его данным, ожидаемое в октябре повышение, возможно, составит около 6% от должностного оклада. И поскольку базовая ставка примерно равна надбавочной части зарплаты, суммарная выплата, считает Иванов, увеличится только на 3-4%.

Впрочем, как ни считай, региональные показатели с федеральными цифрами не коррелируют. Общественники, разбирающиеся в статистических методиках, полагают: в Минздраве России при расчете средней по отрасли зарплаты не учитывают, что врачи и медперсонал работают на полторы, две и более ставки. «Согласно Тверстату, уровень зарплаты врачей во Ржеве, как ни удивительно, соответствует показателям «дорожной карты», – говорит организатор «итальянской забастовки» медиков в Ижевске Андрей Коновал. – Только расчет средней зарплаты идет от списочного состава медработников». По его оценкам, только благодаря внутренним совместительствам средняя зарплата в мониторинге Минздрава России завышается примерно на 10%. Насколько этот среднероссийский показатель выше реальных выплат на одну ставку – за счет не оформленных договорами доплат за «интенсивность» и других видов переработок, – неизвестно. «В форме отчета такие виды работ вообще не предусмотрены», – отмечает Коновал. По его мнению, влияют на корректность статданных и высокие зарплаты представителей администраций ЛПУ.

«С начала 2013 года, когда деньги стали поступать в медучреждение единым потоком, полномочия главврачей выросли, – соглашается с коллегой Виталий Иванов. – Зачастую они имеют зарплаты как у топ-менеджеров госкорпораций». Сравнение, конечно, хромает, но зарплатная дистанция между рядовым медработником и управленцем, как правило, действительно кратная. Достаточно сказать, что главврач той самой Ржевской ЦРБ Анатолий Бегларян за 2012 год официально заработал более 1 млн 100 тысяч рублей, то есть получал зарплату около 91 тысячи рублей в месяц.

Виталий Иванов утверждает, что собираемая федеральным Минздравом статистика некорректна еще и потому, что, по имеющимся у него данным, региональные департаменты здравоохранения рекомендуют главврачам подведомственных ЛПУ подгонять отчеты о зарплатах к целевым показателям «дорожных карт». «При подобной методике составления отчетов руководству Тверской области вообще очень легко будет выполнить майские указы президента, – иронизирует Андрей Коновал. – Заставить работать врачей на трех ставках, повысить зарплату администраторам, и средняя зарплата медработников достигнет 200% от средней по региону не к 2018 году, а уже к 2014-му».

Ответа на свое письмо медработники Ржева на момент подписания этого материала в печать не получили и потому по-прежнему намереваются с 15 октября начать «итальянскую забастовку» – отказаться от сверхнормативных работ и исполнения обязанностей, не предусмотренных их трудовыми договорами.

ЕВРОСТАНДАРТ

Лягушачьи эскулапы

Французские врачи перепрыгивают принятую в ЕС трудовую норму на 12 часов в неделю

Текст: Ольга Каныгина

Еврокомиссия посчитала, что французские врачи и медсестры работают слишком много, и потребовала от правительства страны в двухмесячный срок гармонизировать графики занятости персонала больниц с требованиями законодательства ЕС о рабочем времени.

Еврокомиссия в конце сентября 2013 года направила властям Франции письмо, в котором выразила беспокойство по поводу нарушений французскими клиниками трудовых нормативов ЕС. Принятая в 1993-м и последний раз поправленная в 2003 году Working Time Directive 2003/88/EC требует, чтобы граждане входящих в Евросоюз государств трудились не более 48 часов в неделю. Этот норматив, включающий сверхурочные переработки, устанавливает минимальный перерыв на отдых – 11 часов в сутки, а также обязательный 24-часовой выходной после каждой, максимум семидневной, рабочей недели и, наконец, ежегодный четырехнедельный отпуск. Особые условия предусмотрены для тех, кто трудится по ночам: они не должны работать более восьми часов в сутки, выполнять дольше восьми часов тяжелую или опасную работу, иметь доступ к бесплатной диагностике здоровья и, кроме того, иметь возможность отрабатывать смену в дневное время.

Информационный портал Pourquoi Docteur (PD) приводит заявление активистки ассоциации Ni bonnes, ni nonnes, ni pigeonnes, защищающей права медицинских работников: медсестра утверждает, что ее рабочая неделя вместо положенных 48 длится 60 часов. При этом темп работы настолько интенсивен, что персоналу порой некогда даже поговорить с больными, нуждающимися в общении не меньше, чем в процедурах и лекарствах. По данным исследования, проведенного Asspro scientifique в 2012 году, врачи и персонал хирургических отделений работают в условиях перманентного стресса: 30% из 1024 хирургов, анестезиологов и операционных сестер оценили уровень своего стресса на восемь баллов из 10.

Несмотря на то что медики во Франции работают больше положенного в ЕС, средняя зарплата медсестры во мфранцузской больнице составляет 1445 евро в месяц, врача – около 4500 евро. В то время как в Испании, к которой у Еврокомиссии нет претензий по поводу переработок, медсестры в среднем ежемесячно получают 2300 евро, врачи – 4993 евро. Впрочем, сами французские медики в первую очередь хотят не сокращения рабочих часов или повышения зарплат, а получения льгот при выходе на пенсию. По мнению представителя профсоюза медицинских сотрудников Тьерри Армуру, чьи слова приводит PD, было бы справедливо снизить пенсионный возраст всего больничного персонала – не только врачей или медсестер, но и сотрудников лабораторий, диспетчерских служб, администраторов экстренной и неотложной помощи. С учетом всех перечисленных профсоюзным деятелем категорий медработников, расходы на выплату им пенсии могут стоить бюджету 2 млрд евро ежегодно. И взимать эти деньги правительству придется с работодателей.

Однако эти траты Еврокомиссию не занимают, правительство ЕС требует от Франции всего лишь соблюдения общей для всех европейцев Директивы о рабочем времени. На устранение нарушений, по законам ЕС, у национальных властей есть два месяца. В противном случае дело о переработках французских медиков будет передано в суд ЕС. 

зарплаты врачей, зарплата врачей, зарплата медработников, зарплаты медработников, итальянская забастовка

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»

Безбилетная касса. Почему России нужна система межгосударственных взаиморасчетов за медпомощь мигрантам