Рынок специализированных рентгенографов для диагностики рака молочной железы (РМЖ) сформировался во многом под влиянием государственной программы модернизации здравоохранения. В 2012 году объем государственных закупок превысил 2,2 млрд рублей, но программа закончилась, и в 2014 году рынок госзаказа рухнул в три раза. Как оказалось, отечественные производители маммографов оказались готовы к этому лучше иностранцев: благодаря своей изобретательности и сработавшим мерам господдержки они сумели занять 40–60% рынка. Иностранные компании основные надежды теперь возлагают на сектор негосударственных медуслуг – частные клиники менее стеснены в средствах и выборе поставщика.
ПРОГРАММА ПЕРЕДА
Основным общепризнанным методом выявления РМЖ на ранней стадии является рентгеномаммография – рентгеновские снимки, сделанные в высоком разрешении специальным аппаратом. Наиболее продвинутые аппараты снабжаются технологиями томосинтеза (создание трехмерной модели молочной железы) и стереотаксической биопсии (забор образца ткани полой иглой под визуальным контролем врача).
Изданным в 2006 году приказом Минздрава предписывалось в целях профилактики РМЖ оборудовать поликлиники и больницы рентгеномаммографическими кабинетами и всех женщин старше 40 лет в обязательном порядке минимум раз в год отправлять туда на обследование молочных желез. Вот только самих аппаратов в стране было немного. В правительстве понимали, что бессмысленно требовать эффективности от государственных медицинских учреждений, если они будут работать на оставшейся у них с советских времен морально и физически устаревшей технике.
Регионам предложили разработать программы технического перевооружения больниц, пообещав поддержать их финансами на федеральном уровне. Так в конце декабря 2010 года появилось распоряжение правительства ≪Об утверждении распределения субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ в 2011-2012 годах≫.
Для рынка медицинской техники, в частности маммографов, настали золотые дни. ≪В 2012-2013 годах, конечно же, за счет модернизации продажи маммографов были очень высоки, – отмечает ведущий специалист по рентгеновскому оборудованию компании Siemens Екатерина Исайчева. – Только в Петербурге было установлено 26 единиц, и это цифровые системы высшего класса, аналоговых же систем значительно больше≫ (см. инфографику ≪Пики интереса≫).
При этом рынок маммологического оборудования отличала относительно слабая концентрация поставок – по данным исследовательского центра ≪Медитэкс≫, в среднем менее 5% на одного игрока, что говорит о низкой монополизации и высокой конкурентности этого рынка. Другая характерная особенность – подвижность в распределении госзаказов среди производителей. На рынке помимо немецких, американских, японских и корейских производителей начали активно работать российские игроки. И если в 2012 году наиболее крупные поставки маммографов обеспечивала немецкая компания Siemens, то в последующем она уступила отечественному производителю медтехники ≪Медицинские Технологии Лтд≫. Среди лидеров также были американские Hologic Inc и General Electric, нидерландская Philips, российская ≪Амико≫ (см. инфографику ≪Тяга к родному≫).
Если анализировать закупки оборудования по регионам, то наибольшая часть закупленных за государственный и муниципальный счет маммографов пришлась в 2012 году на Москву (более 538 млн рублей), Санкт-Петербург (390,15 млн рублей) и Тюменскую область (338,03 млн рублей). В 2013 году перечень лидеров обновился: на первое место выдвинулась Московская область (122,16 млн рублей), в то время как Москва значительно сократила закупки (69,97 млн рублей). Столицу по показателям догоняли республики Коми (63,85 млн рублей) и Башкортостан (58,93 млн рублей). Стоимость маммографов, закупленных для государственных ЛПУ и диспансеров, в 2012 году варьировалась от 0,5 млн рублей до 57,02 млн рублей, средняя цена одного аппарата – 8 млн рублей.
РЕНТГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД
Программа модернизации здравоохранения была краткосрочной, и в 2012 году она завершилась. Государственные закупки маммографического оборудования не прекратились совсем, но сократились очень существенно – на две трети. Как оказалось, российские производители, более гибкие и изначально ориентированные на поставки относительно недорогой техники, к новым условиям приспособились лучше, чем иностранные компании.
≪С точки зрения стран-производителей, наибольший вклад внесли Германия (почти $25 млн за два года) и Япония (более $13 млн за тот же срок), – отмечает генеральный директор ≪Медитэкса≫ Андрей Виленский. – По завершении программы поставки немецких производителей сократились в 2,5 раза, японских – в шесть раз. Самые большие потери понесли заводы Кореи – в 2013 году они вовсе прекратили поставки в нашу страну≫.
В 2013 году цена самого дорогого маммографа, закупленного для государственных больниц, снизилась до 24 млн рублей, средний ≪чек≫ уменьшился до 6,75 млн рублей. Несколько иные, но похожие данные по итогам 2013-2014 годов предоставляет исследовательская компания MDpro – по их подсчетам, средняя стоимость маммографа равнялась 7,6 млн рублей (подробнее – в инфографике ≪Пакетное предложение≫).
Несмотря на общее сокращение объема государственных закупок, российским производителям маммологического оборудования удалось нарастить объемы продаж и закрепиться на рынке. Исключением стал только лидер 2012 года – компания ≪Мосрентгенпром≫, чьи показатели сбыта в 2013 году обрушились в 14 раз. ≪Амико≫ стала самой динамичной компанией за 2012-2013 годы, ее продажи как в денежном, так и в штучном выражении выросли почти в три раза, – отмечает Андрей Виленский. – Отличные показатели и у ≪Медицинских Технологий Лтд≫ – в штучном выражении рост в два с половиной раза, в денежном – почти в полтора. Некоторый рост, правда, только в деньгах, зафиксирован и у компании ≪СпектрАп≫.
≪Мы действительно являемся ведущим игроком на рынке маммографического оборудования и специализированного программного обеспечения для диагностики РМЖ. Но наша компания никогда не дает комментарии в СМИ о своей деятельности. Это политика компании≫,– заявил VADEMECUM исполнительный директор ≪Медицинских Технологий Лтд≫ Александр Эйлазов.
≪Мосрентгенпром≫ не успел подготовить комментарий к моменту выхода номера, не ответил на запрос VADEMECUM и дистрибьютор оборудования Hologic ≪Уромед-М≫. А вот компания ≪Амико≫ своих успехов стесняться не стала. ≪Мы производим действительно отечественный продукт с очень хорошим соотношением ≪цена – качество≫. Плюс – наличие широкой сервисной сети по всей стране≫, – поясняет причины успеха коммерческий директор ≪Амико≫ Андрей Федотов. Помимо обычных аппаратов, компания выпускает и актуальные для России с ее расстояниями и плохими дорогами передвижные комплексы для маммографии на базе грузовиков КамАЗ.
≪Наша компания долгое время лидирует в производстве передвижных флюорографов. Узнав о нашем опыте, в начале 2000-х к нам обратились представители американской компании Avon и предложили разработать передвижной маммографический кабинет для проведения благотворительных акций. Кабинет создали, успех акции был необыкновенный. После этого мобильные маммографические кабинеты мы выпускали не только по заказу Avon, но и для госучреждений и частных клиник≫. В общей сложности продажи таких комплексов в России и за рубежом (передвижные маммографические кабинеты поставляли в страны СНГ и даже Чили) составили почти 100 единиц при средней стоимости комплекса в 17,6 млн рублей.
≪Собственно, это вопрос экономики: вместо покупки трех-четырех стационарных маммографов для поликлиник в отдаленных городах и селах можно иметь один передвижной кабинет, поочередно ≪закрывающий≫ обследования в таких населенных пунктах≫, – объясняет популярность проекта Федотов.
Доля российских компаний на рынке госзакупок составляет порядка 40% в денежном выражении, а с учетом разницы в средних ценах на российскую и импортную продукцию в натуральном выражении доля отечественных игроков в 2013 году, по оценкам MDpro, достигала почти 50% рынка (см. инфографику ≪Дражайшие наши и не наши≫).
Западные производители оценивают успех импортозамещения еще выше – в целых 60%. ≪Это связано прежде всего со стоимостью аппаратов, а также с тем, что сейчас в России реализуется много программ поддержки отечественных производителей, – поясняет Екатерина Исайчева. – Участвовать в аукционах, где есть маммограф российского производства, не представляется возможным из-за предоставляемой россиянам преференции в 15% от стоимости, а в соответствии с постановлением Правительства №102 от 5 февраля 2015 года, участие иностранных компаний вообще исключается, если на аукцион вышли два и более местных производителя≫.
ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ
Иностранные производители маммографов теперь наращивают продажи в основном за счет негосударственных клиник.
≪Ведущим компаниям-производителям удалось удержать динамику предыдущих лет в том числе благодаря возросшей активности по закупкам рентгеновского оборудования среди частных заказчиков≫, – отмечает руководитель департамента систем визуализации Philips в России и СНГ Михаил Гончаров. По его мнению, частные клиники стремятся закупать самые современные модели оборудования, потому что это повышает престиж заведения, а также помогает обеспечить высокую клиническую эффективность, то есть преимущество в конкурентной борьбе.
≪Отечественные маммографы предназначены исключительно для скрининговых целей, но никак не для диагностики. На некоторых моделях даже нет возможности съемки с увеличением, что является рутинным исследованием для врача-маммолога, – добавляет Екатерина Исайчева. – Например, нет такой современной технологии, как томосинтез, которая сейчас очень популярна и востребованна среди врачей≫.
Правда, маммограф с функцией томосинтеза обойдется покупателю на $100–150 тысяч дороже обычного. Оборудование с функциями томосинтеза или стереотаксической биопсии отечественные компании действительно не выпускают, поскольку ориентируются на массовые обследования, для которых такие сложные и дорогие машины не нужны. Впрочем, компания ≪Медицинские Технологии Лтд≫ в ближайшее время обещает поставить первый аппарат с томосинтезом на апробацию в Национальный центр онкологии репродуктивных органов.