27 Июля 2024 Суббота

Ареола или решка
Анна Родионова Мединдустрия
27 апреля 2015, 14:05
6432

Кто удачнее всех торгует маммографами

Рынок специализированных рентгенографов для диагностики рака молочной железы (РМЖ) сформировался во многом под влиянием государственной программы модернизации здравоохранения. В 2012 году объем государственных закупок превысил 2,2 млрд рублей, но программа закончилась, и в 2014 году рынок госзаказа рухнул в три раза. Как оказалось, отечественные производители маммографов оказались готовы к этому лучше иностранцев: благодаря своей изобретательности и сработавшим мерам господдержки они сумели занять 40–60% рынка. Иностранные компании основные надежды теперь возлагают на сектор негосударственных медуслуг – частные клиники менее стеснены в средствах и выборе поставщика.

ПРОГРАММА ПЕРЕДА

Основным общепризнанным методом выявления РМЖ на ранней стадии является рентгеномаммография – рентгеновские снимки, сделанные в высоком разрешении специальным аппаратом. Наиболее продвинутые аппараты снабжаются технологиями томосинтеза (создание трехмерной модели молочной железы) и стереотаксической биопсии (забор образца ткани полой иглой под визуальным контролем врача).

Изданным в 2006 году приказом Минздрава предписывалось в целях профилактики РМЖ оборудовать поликлиники и больницы рентгеномаммографическими кабинетами и всех женщин старше 40 лет в обязательном порядке минимум раз в год отправлять туда на обследование молочных желез. Вот только самих аппаратов в стране было немного. В правительстве понимали, что бессмысленно требовать эффективности от государственных медицинских учреждений, если они будут работать на оставшейся у них с советских времен морально и физически устаревшей технике.

Регионам предложили разработать программы технического перевооружения больниц, пообещав поддержать их финансами на федеральном уровне. Так в конце декабря 2010 года появилось распоряжение правительства ≪Об утверждении распределения субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ в 2011-2012 годах≫.

Для рынка медицинской техники, в частности маммографов, настали золотые дни. ≪В 2012-2013 годах, конечно же, за счет модернизации продажи маммографов были очень высоки, – отмечает ведущий специалист по рентгеновскому оборудованию компании Siemens Екатерина Исайчева. – Только в Петербурге было установлено 26 единиц, и это цифровые системы высшего класса, аналоговых же систем значительно больше≫ (см. инфографику ≪Пики интереса≫).

При этом рынок маммологического оборудования отличала относительно слабая концентрация поставок – по данным исследовательского центра ≪Медитэкс≫, в среднем менее 5% на одного игрока, что говорит о низкой монополизации и высокой конкурентности этого рынка. Другая характерная особенность – подвижность в распределении госзаказов среди производителей. На рынке помимо немецких, американских, японских и корейских производителей начали активно работать российские игроки. И если в 2012 году наиболее крупные поставки маммографов обеспечивала немецкая компания Siemens, то в последующем она уступила отечественному производителю медтехники ≪Медицинские Технологии Лтд≫. Среди лидеров также были американские Hologic Inc и General Electric, нидерландская Philips, российская ≪Амико≫ (см. инфографику ≪Тяга к родному≫).

Если анализировать закупки оборудования по регионам, то наибольшая часть закупленных за государственный и муниципальный счет маммографов пришлась в 2012 году на Москву (более 538 млн рублей), Санкт-Петербург (390,15 млн рублей) и Тюменскую область (338,03 млн рублей). В 2013 году перечень лидеров обновился: на первое место выдвинулась Московская область (122,16 млн рублей), в то время как Москва значительно сократила закупки (69,97 млн рублей). Столицу по показателям догоняли республики Коми (63,85 млн рублей) и Башкортостан (58,93 млн рублей). Стоимость маммографов, закупленных для государственных ЛПУ и диспансеров, в 2012 году варьировалась от 0,5 млн рублей до 57,02 млн рублей, средняя цена одного аппарата – 8 млн рублей.

РЕНТГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД

Программа модернизации здравоохранения была краткосрочной, и в 2012 году она завершилась. Государственные закупки маммографического оборудования не прекратились совсем, но сократились очень существенно – на две трети. Как оказалось, российские производители, более гибкие и изначально ориентированные на поставки относительно недорогой техники, к новым условиям приспособились лучше, чем иностранные компании.

≪С точки зрения стран-производителей, наибольший вклад внесли Германия (почти $25 млн за два года) и Япония (более $13 млн за тот же срок), – отмечает генеральный директор ≪Медитэкса≫ Андрей Виленский. – По завершении программы поставки немецких производителей сократились в 2,5 раза, японских – в шесть раз. Самые большие потери понесли заводы Кореи – в 2013 году они вовсе прекратили поставки в нашу страну≫.

В 2013 году цена самого дорогого маммографа, закупленного для государственных больниц, снизилась до 24 млн рублей, средний ≪чек≫ уменьшился до 6,75 млн рублей. Несколько иные, но похожие данные по итогам 2013-2014 годов предоставляет исследовательская компания MDpro – по их подсчетам, средняя стоимость маммографа равнялась 7,6 млн рублей (подробнее – в инфографике ≪Пакетное предложение≫).

Несмотря на общее сокращение объема государственных закупок, российским производителям маммологического оборудования удалось нарастить объемы продаж и закрепиться на рынке. Исключением стал только лидер 2012 года – компания ≪Мосрентгенпром≫, чьи показатели сбыта в 2013 году обрушились в 14 раз. ≪Амико≫ стала самой динамичной компанией за 2012-2013 годы, ее продажи как в денежном, так и в штучном выражении выросли почти в три раза, – отмечает Андрей Виленский. – Отличные показатели и у ≪Медицинских Технологий Лтд≫ – в штучном выражении рост в два с половиной раза, в денежном – почти в полтора. Некоторый рост, правда, только в деньгах, зафиксирован и у компании ≪СпектрАп≫.

≪Мы действительно являемся ведущим игроком на рынке маммографического оборудования и специализированного программного обеспечения для диагностики РМЖ. Но наша компания никогда не дает комментарии в СМИ о своей деятельности. Это политика компании≫,– заявил VADEMECUM исполнительный директор ≪Медицинских Технологий Лтд≫ Александр Эйлазов.

≪Мосрентгенпром≫ не успел подготовить комментарий к моменту выхода номера, не ответил на запрос VADEMECUM и дистрибьютор оборудования Hologic ≪Уромед-М≫. А вот компания ≪Амико≫ своих успехов стесняться не стала. ≪Мы производим действительно отечественный продукт с очень хорошим соотношением ≪цена – качество≫. Плюс – наличие широкой сервисной сети по всей стране≫, – поясняет причины успеха коммерческий директор ≪Амико≫ Андрей Федотов. Помимо обычных аппаратов, компания выпускает и актуальные для России с ее расстояниями и плохими дорогами передвижные комплексы для маммографии на базе грузовиков КамАЗ.

≪Наша компания долгое время лидирует в производстве передвижных флюорографов. Узнав о нашем опыте, в начале 2000-х к нам обратились представители американской компании Avon и предложили разработать передвижной маммографический кабинет для проведения благотворительных акций. Кабинет создали, успех акции был необыкновенный. После этого мобильные маммографические кабинеты мы выпускали не только по заказу Avon, но и для госучреждений и частных клиник≫. В общей сложности продажи таких комплексов в России и за рубежом (передвижные маммографические кабинеты поставляли в страны СНГ и даже Чили) составили почти 100 единиц при средней стоимости комплекса в 17,6 млн рублей.

≪Собственно, это вопрос экономики: вместо покупки трех-четырех стационарных маммографов для поликлиник в отдаленных городах и селах можно иметь один передвижной кабинет, поочередно ≪закрывающий≫ обследования в таких населенных пунктах≫, – объясняет популярность проекта Федотов.

Доля российских компаний на рынке госзакупок составляет порядка 40% в денежном выражении, а с учетом разницы в средних ценах на российскую и импортную продукцию в натуральном выражении доля отечественных игроков в 2013 году, по оценкам MDpro, достигала почти 50% рынка (см. инфографику ≪Дражайшие наши и не наши≫).

Западные производители оценивают успех импортозамещения еще выше – в целых 60%. ≪Это связано прежде всего со стоимостью аппаратов, а также с тем, что сейчас в России реализуется много программ поддержки отечественных производителей, – поясняет Екатерина Исайчева. – Участвовать в аукционах, где есть маммограф российского производства, не представляется возможным из-за предоставляемой россиянам преференции в 15% от стоимости, а в соответствии с постановлением Правительства №102 от 5 февраля 2015 года, участие иностранных компаний вообще исключается, если на аукцион вышли два и более местных производителя≫.

ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ

Иностранные производители маммографов теперь наращивают продажи в основном за счет негосударственных клиник.

≪Ведущим компаниям-производителям удалось удержать динамику предыдущих лет в том числе благодаря возросшей активности по закупкам рентгеновского оборудования среди частных заказчиков≫, – отмечает руководитель департамента систем визуализации Philips в России и СНГ Михаил Гончаров. По его мнению, частные клиники стремятся закупать самые современные модели оборудования, потому что это повышает престиж заведения, а также помогает обеспечить высокую клиническую эффективность, то есть преимущество в конкурентной борьбе.

≪Отечественные маммографы предназначены исключительно для скрининговых целей, но никак не для диагностики. На некоторых моделях даже нет возможности съемки с увеличением, что является рутинным исследованием для врача-маммолога, – добавляет Екатерина Исайчева. – Например, нет такой современной технологии, как томосинтез, которая сейчас очень популярна и востребованна среди врачей≫.

Правда, маммограф с функцией томосинтеза обойдется покупателю на $100–150 тысяч дороже обычного. Оборудование с функциями томосинтеза или стереотаксической биопсии отечественные компании действительно не выпускают, поскольку ориентируются на массовые обследования, для которых такие сложные и дорогие машины не нужны. Впрочем, компания ≪Медицинские Технологии Лтд≫ в ближайшее время обещает поставить первый аппарат с томосинтезом на апробацию в Национальный центр онкологии репродуктивных органов.

онкоскрининг молочной железы, рмж, рак молочной железы

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении