23 Сентября 2023 Суббота

Арендуемое измещение
Дарья Шубина, Тимофей Добровольский Фарминдустрия
2 февраля 2015, 13:35
6651

Средние и малые аптечные сети засобирались на выход

Со столичного аптечного рынка уходит сеть «Желаем здоровья» («ЖЗ») из 40 аптек. Половину помещений готова забрать группа «36,6». И «ЖЗ» в стремлении свернуть бизнес накануне серьезной встряски не одинока: кризис еще не разгулялся в полную силу, но те, кто не желает тратить ресурсы на борьбу с ним, уже активно подыскивают покупателей для своего розничного бизнеса. Воспользовавшись этим, лидеры нашего рейтинга «ТОП100 аптечных сетей» в конце 2014‑го и начале 2015 года плотной группой устремились либо скупать конкурентов, либо поудобнее усаживаться на освобождаемые ими места.

Как предрек недавно в интервью VADEMECUM совладелец краснодарской аптечной сети ≪Апрель≫ Вадим Анисимов, рост цены лекарств, помноженный на сокращение поставщиками отсрочки платежа, приведет к тому, что половина розничного фармрынка ≪погибнет за полгода≫ (подробнее – в материале ≪Веские поводки≫, VADEMECUM #2 от 19 января 2015 года).

Многие мелкие и средние сети решили не дожидаться ужасного конца и занялись самоликвидацией, как, например, довольно заметный игрок столичного рынка – сеть ≪Желаем здоровья≫. Всего в сети 41 аптека с суммарной выручкой по итогам 2013 года 895,4 млн рублей, по данным СПАРК-Интерфакс. Компания была создана в 2007 году на средства дистрибьютора ≪Авеста Фармацевтика≫ и успешно пережила кризис 2008-го (по информации СПАРК-Интерфакс, выручка от продаж ≪Авесты≫ в 2013 году составила 2,7 млрд рублей). Новых потрясений рынка владельцы компании ждать не стали. Как пояснила бизнес-ассистент ≪Авеста Фармацевтики≫ Анастасия Власова, компания решила сосредоточиться на фармдистрибуции, а совмещать ее с розницей в настоящее время затруднительно. Как минимум половину мест сети ≪Желаем здоровья≫ намерено занять ПАО ≪Аптечная сеть 36,6≫ (свыше 800 розничных точек, вторая позиция в рейтинге VADEMECUM ≪ТОП100 аптечных сетей по итогам первого полугодия 2014 года≫).

≪Аптеки, подходящие под формат нашего ≪Горздрава≫, мы точно заберем. Думаю, речь идет как минимум о 20 аптеках из 40. ≪Авеста≫ – наши надежные партнеры, они заинтересованы в нашем расширении≫, – рассказал VADEMECUM генеральный директор компании ≪Аптечная сеть 36,6≫ Владимир Кинцурашвили. Потенциальных арендаторов остальных точек в ≪Авесте≫ не раскрывают.

Кстати, ≪36,6≫ решилась подобрать не только ≪ЖЗ≫. Еще одной добычей розничного конгломерата стала мелкая московская сеть ≪ГРОСС Фарма≫ (ООО ≪Фарм-Основа≫), в состав которой входило пять розничных точек. Теперь на месте четырех из них появятся аптеки ≪Горздрав≫ и ≪36,6≫. По информации Владимира Кинцурашвили, ≪ГРОСС Фарма≫ закрыла свои аптеки из-за долгов.

В ≪Фарм-Основе≫ комментировать ситуацию отказались. В регионах консолидация тоже ускорилась. Санкт-петербургская сеть ≪Невис≫ (на 16-м месте в ТОП100 с выручкой 2,5 млрд рублей) под конец года отметилась приобретением новых розничных точек. По данным СПАРК-Интерфакс, к ≪Невису≫ перешли три аптеки, принадлежавшие прежде мелкой аптечной сети ≪Глаголь≫, – две в Выборге и одна в Светогорске. Подтвердить или опровергнуть эту информацию руководство ≪Невиса≫ отказалось, сославшись на ≪нескромность≫ подобного вопроса. Сейчас в аптечной сети, как сообщили VADEMECUM в отделе качества компании, насчитывается 279 действующих розничных точек, планируется открыть еще 32.

Другая крупная сеть, пермский дискаунтер ≪Аптека-Таймер≫ (17-е место в рейтинге ТОП100 с выручкой за полугодие 2,5 млрд рублей), в 2014 году планировала слияние с омской сетью ≪Фармакопейка≫, но сделка не состоялась. Пермяки нашли другие возможности для расширения: в декабре, по словам совладельца сети Николая Шаврина, компания приобрела 13 пермских аптек, принадлежавших ранее ИП Коцаренко Л.В. ≪У нее появились другие интересы≫, – так Шаврин объяснил причину продажи бизнеса предпринимательницей. С самой Коцаренко на момент сдачи номера связаться не удалось. Как рассказал VМ Николай Шаврин, в ноябре прошлого года под брендами компании ≪Аптека-Таймер≫ открылось 30 розничных точек, в декабре – тоже 30, в январе нынешнего года планируется к открытию столько же. Из них около трети куплены у конкурентов, остальные – новые. Всего с июля 2014 года по январь 2015-го ≪Аптека-Таймер≫ открыла 108 аптек, в том числе в новых для себя регионах – Архангельской, Вологодской и Костромской областях. В результате агрессивной экспансии пермяки дошли и до Москвы, где по состоянию на 21 января сеть имеет пять точек. Всего же к началу 2015 года сеть объединила 330 аптек.

≪Фармакопейка≫ (19-е место в рейтинге ТОП100 с выручкой 2,4 млрд за первое полугодие 2014 года) после срыва сделки по слиянию с ≪Таймером≫ не стала отчаиваться и перешла в наступление. К середине января сеть увеличилась на 25 точек, выкупив омскую ≪Заботу≫. Кроме того, согласно реестру лицензий Росздравнадзора за январь, ≪Фармакопейка≫ пополнилась 13-ю точками в Новосибирской области, пятью – в Красноярском крае, тремя – в Кемеровской области. Общая численность аптечных учреждений компании достигла 147 точек.

Еще один участник забега в рейтинг ≪ТОП100 за первое полугодие 2014 года≫ не попал, потому что в то время не был заметной величиной на розничном рынке: петербургский фармдистрибьютор ≪БСС≫ владел небольшой розничной сетью – ≪Эдифарм≫ (19 аптек). Как рассказала VADEMECUM генеральный директор сети аптек ≪Алоэ≫ Ольга Чернова, решение утвердиться на розничном рынке руководство компании приняло еще в 2013 году, и с тех пор ключевые усилия были направлены на наращивание числа розничных точек. Они увенчались успехом во второй половине 2014 года, когда фармдистрибьютор ≪БСС≫ скупил аптеки, ранее принадлежавшие ≪Аптечной сети 36,6≫ в Центральном и Уральском федеральных округах, а также в Мурманске. ≪Сеть будет развиваться под единым брендом ≪Алоэ≫, основной упор мы сделаем на качество обслуживания, невысокие цены и ассортимент препаратов на природной основе для поддержания здоровья и ухода за собой, – говорит Чернова. – В 2015 году мы будем активно осваивать регионы, где пока еще не работают аптеки ≪Алоэ≫. Наша цель – войти в десятку лидеров фармритейла≫. По итогам 2014 года ≪Алоэ≫ подросла количественно – до 105 аптек.

аптечный ритейл, аптечные сети, розница

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»

Первого звонок: какие нормативные новеллы в сфере здравоохранения вступают в силу 1 сентября 2023 года