27 Июля 2024 Суббота

Арендуемое измещение
Дарья Шубина, Тимофей Добровольский Фарминдустрия
2 февраля 2015, 13:35
6872

Средние и малые аптечные сети засобирались на выход

Со столичного аптечного рынка уходит сеть «Желаем здоровья» («ЖЗ») из 40 аптек. Половину помещений готова забрать группа «36,6». И «ЖЗ» в стремлении свернуть бизнес накануне серьезной встряски не одинока: кризис еще не разгулялся в полную силу, но те, кто не желает тратить ресурсы на борьбу с ним, уже активно подыскивают покупателей для своего розничного бизнеса. Воспользовавшись этим, лидеры нашего рейтинга «ТОП100 аптечных сетей» в конце 2014‑го и начале 2015 года плотной группой устремились либо скупать конкурентов, либо поудобнее усаживаться на освобождаемые ими места.

Как предрек недавно в интервью VADEMECUM совладелец краснодарской аптечной сети ≪Апрель≫ Вадим Анисимов, рост цены лекарств, помноженный на сокращение поставщиками отсрочки платежа, приведет к тому, что половина розничного фармрынка ≪погибнет за полгода≫ (подробнее – в материале ≪Веские поводки≫, VADEMECUM #2 от 19 января 2015 года).

Многие мелкие и средние сети решили не дожидаться ужасного конца и занялись самоликвидацией, как, например, довольно заметный игрок столичного рынка – сеть ≪Желаем здоровья≫. Всего в сети 41 аптека с суммарной выручкой по итогам 2013 года 895,4 млн рублей, по данным СПАРК-Интерфакс. Компания была создана в 2007 году на средства дистрибьютора ≪Авеста Фармацевтика≫ и успешно пережила кризис 2008-го (по информации СПАРК-Интерфакс, выручка от продаж ≪Авесты≫ в 2013 году составила 2,7 млрд рублей). Новых потрясений рынка владельцы компании ждать не стали. Как пояснила бизнес-ассистент ≪Авеста Фармацевтики≫ Анастасия Власова, компания решила сосредоточиться на фармдистрибуции, а совмещать ее с розницей в настоящее время затруднительно. Как минимум половину мест сети ≪Желаем здоровья≫ намерено занять ПАО ≪Аптечная сеть 36,6≫ (свыше 800 розничных точек, вторая позиция в рейтинге VADEMECUM ≪ТОП100 аптечных сетей по итогам первого полугодия 2014 года≫).

≪Аптеки, подходящие под формат нашего ≪Горздрава≫, мы точно заберем. Думаю, речь идет как минимум о 20 аптеках из 40. ≪Авеста≫ – наши надежные партнеры, они заинтересованы в нашем расширении≫, – рассказал VADEMECUM генеральный директор компании ≪Аптечная сеть 36,6≫ Владимир Кинцурашвили. Потенциальных арендаторов остальных точек в ≪Авесте≫ не раскрывают.

Кстати, ≪36,6≫ решилась подобрать не только ≪ЖЗ≫. Еще одной добычей розничного конгломерата стала мелкая московская сеть ≪ГРОСС Фарма≫ (ООО ≪Фарм-Основа≫), в состав которой входило пять розничных точек. Теперь на месте четырех из них появятся аптеки ≪Горздрав≫ и ≪36,6≫. По информации Владимира Кинцурашвили, ≪ГРОСС Фарма≫ закрыла свои аптеки из-за долгов.

В ≪Фарм-Основе≫ комментировать ситуацию отказались. В регионах консолидация тоже ускорилась. Санкт-петербургская сеть ≪Невис≫ (на 16-м месте в ТОП100 с выручкой 2,5 млрд рублей) под конец года отметилась приобретением новых розничных точек. По данным СПАРК-Интерфакс, к ≪Невису≫ перешли три аптеки, принадлежавшие прежде мелкой аптечной сети ≪Глаголь≫, – две в Выборге и одна в Светогорске. Подтвердить или опровергнуть эту информацию руководство ≪Невиса≫ отказалось, сославшись на ≪нескромность≫ подобного вопроса. Сейчас в аптечной сети, как сообщили VADEMECUM в отделе качества компании, насчитывается 279 действующих розничных точек, планируется открыть еще 32.

Другая крупная сеть, пермский дискаунтер ≪Аптека-Таймер≫ (17-е место в рейтинге ТОП100 с выручкой за полугодие 2,5 млрд рублей), в 2014 году планировала слияние с омской сетью ≪Фармакопейка≫, но сделка не состоялась. Пермяки нашли другие возможности для расширения: в декабре, по словам совладельца сети Николая Шаврина, компания приобрела 13 пермских аптек, принадлежавших ранее ИП Коцаренко Л.В. ≪У нее появились другие интересы≫, – так Шаврин объяснил причину продажи бизнеса предпринимательницей. С самой Коцаренко на момент сдачи номера связаться не удалось. Как рассказал VМ Николай Шаврин, в ноябре прошлого года под брендами компании ≪Аптека-Таймер≫ открылось 30 розничных точек, в декабре – тоже 30, в январе нынешнего года планируется к открытию столько же. Из них около трети куплены у конкурентов, остальные – новые. Всего с июля 2014 года по январь 2015-го ≪Аптека-Таймер≫ открыла 108 аптек, в том числе в новых для себя регионах – Архангельской, Вологодской и Костромской областях. В результате агрессивной экспансии пермяки дошли и до Москвы, где по состоянию на 21 января сеть имеет пять точек. Всего же к началу 2015 года сеть объединила 330 аптек.

≪Фармакопейка≫ (19-е место в рейтинге ТОП100 с выручкой 2,4 млрд за первое полугодие 2014 года) после срыва сделки по слиянию с ≪Таймером≫ не стала отчаиваться и перешла в наступление. К середине января сеть увеличилась на 25 точек, выкупив омскую ≪Заботу≫. Кроме того, согласно реестру лицензий Росздравнадзора за январь, ≪Фармакопейка≫ пополнилась 13-ю точками в Новосибирской области, пятью – в Красноярском крае, тремя – в Кемеровской области. Общая численность аптечных учреждений компании достигла 147 точек.

Еще один участник забега в рейтинг ≪ТОП100 за первое полугодие 2014 года≫ не попал, потому что в то время не был заметной величиной на розничном рынке: петербургский фармдистрибьютор ≪БСС≫ владел небольшой розничной сетью – ≪Эдифарм≫ (19 аптек). Как рассказала VADEMECUM генеральный директор сети аптек ≪Алоэ≫ Ольга Чернова, решение утвердиться на розничном рынке руководство компании приняло еще в 2013 году, и с тех пор ключевые усилия были направлены на наращивание числа розничных точек. Они увенчались успехом во второй половине 2014 года, когда фармдистрибьютор ≪БСС≫ скупил аптеки, ранее принадлежавшие ≪Аптечной сети 36,6≫ в Центральном и Уральском федеральных округах, а также в Мурманске. ≪Сеть будет развиваться под единым брендом ≪Алоэ≫, основной упор мы сделаем на качество обслуживания, невысокие цены и ассортимент препаратов на природной основе для поддержания здоровья и ухода за собой, – говорит Чернова. – В 2015 году мы будем активно осваивать регионы, где пока еще не работают аптеки ≪Алоэ≫. Наша цель – войти в десятку лидеров фармритейла≫. По итогам 2014 года ≪Алоэ≫ подросла количественно – до 105 аптек.

аптечный ритейл, аптечные сети, розница

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении