27 Июля 2024 Суббота

Aptos как Д'Артаньян
Дарья Шубина Мединдустрия
20 октября 2014, 18:42
9938

Как из одной полипропиленовой нити свить авторскую нишу на глобальном рынке эстетической медицины

Пластический хирург Марлен Суламанидзе сумел создать отдельный сегмент на растущих рынках косметологии и пластической хирургии. 18 лет назад он разработал методику подтяжки лица с помощью изобретенных им ни­тей Aptos, начал применять ее в своей клинической практике, а потом поставлять российским хирургам. Сейчас, помимо России, авторская линейка медизделий реализуется более чем в 20 странах мира, а сыновья Марлена Суламанидзе развивают дистрибьюторскую компанию «Аптос» и международную сеть клиник эстетической медицины Total Charm. Совокупная ежегодная выручка всех компаний семьи оценивается в $8 млн.

СТЕЖОК ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО

О нитевых методиках в эстетической медицине Марлен Суламанидзе узнал в середине 90-х, наблюдая операцию по подтяжке лица с помощью набиравших в то время популярность золотых нитей. Проводил презентацию методики академик РАМН, заведующий отделом перевязочных, шовных и полимерных материалов в хирургии московского Института хирургии им. А.В. Вишневского Ар­нольд Адамян. После операции Суламанидзе задал именитому коллеге вопрос: «А как эти нити фик­сируются под кожей?». «Никак», – пожал плечами Адамян. «Меня это очень удивило, – вспоминает Суламанидзе. – Абсолютно гладкие нити ни к чему не крепились. Внешний вид кожи, конечно, от этого улучшался, но подтяжки практически не происходи­ло, разве что за счет присутствия инородного тела».

Хирург Суламанидзе нашел ответ на мучивший его вопрос. Первый эксперимент он, как истинный врач-исследователь, поставил на самом себе в до­машних условиях: взял полипропиленовую нить, которая используется в хирургии для ушивания кож­ных ран, нанес на нее под микроскопом насечки, стерилизовал и имплантировал себе в предплечье. Эффект от процедуры был очевиден – в месте уста­новки нити кожа заметно подтянулась. Аналогич­ные результаты были достигнуты и в ходе дальней­ших испытаний на добровольцах, в число которых вошли и родственники хирурга.

Поэкспериментировав еще несколько лет, Сула­манидзе в 1999 году запатентовал в России под брендом Aptos (от греч. anti – против, ptosis – птоз, провисание) изобретение – «хирургическая нить для косметических операций». Вскоре изделие было запатентовано в США, странах Европы и СНГ.

Оборудование для производства нитей Суламанидзе тоже пришлось придумывать самому: «Знакомый инженер помог сконструировать первый образец этой машины, и мы начали искать предприятие, ко­торое могло бы взять ее в работу». В течение года об­катка аппарата для производства нитей происходила на Московском заводе координатно-расточных станков. Затем учрежденная Марленом Суламанидзе и его сыном Георгием фирма «Аптос» заключила контракт с профильной, специализирующейся на производстве шовного материала, компанией «Волоть».

Первые нити Aptos Суламанидзе применял в соб­ственной практике на базе нескольких московских клиник. Вскоре интерес к технологии начали прояв­лять российские пластические хирурги, и в Москве была открыта дистрибьюторская компания по про­даже нитей, а заодно и клиника Total Charm.

В России в то время популярность золотых нитей уже пошла на спад – их вытеснили инъекционные методики, биоревитализанты и филлеры. Но у мно­гих клиницистов был навык работы с нитевыми технологиями, и потому они встретили ноу-хау Су­ламанидзе с энтузиазмом. «Когда нити Aptos только появились в России, интерес хирургов к ним возник практически сразу, это была совершенно новая методика, которую многие стали считать альтерна­тивой традиционным пластическим операциям», – вспоминает доцент кафедры пластической хирургии ФППОВ ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Се­ченова» Константин Липский.

Бум внедрения методики, как утверждает Марлен Суламанидзе, случился после 2002 года, когда он выступил с докладом о своей разработке на Меж­дународном конгрессе по эстетической хирургии в Бомбее. «Нашими нитями увлекся французский врач, один из основателей эстетической хирургии Пьер Фурнье, – с гордостью рассказывает Сулама­нидзе. – Фурнье часто выступал на международных конгрессах и везде рассказывал про Aptos. Стал приезжать и к нам, а вслед за ним потянулись и дру­гие хирурги – из Италии, Аргентины, Бразилии. Да и сам я объездил с нитями 56 стран».

Всплеск интереса к своему продукту в «Аптосе» объ­ясняют тем, что в момент выхода новинки на рынок эффективной альтернативы круговой подтяжке лица не было. «Мы заняли свою нишу – к нам пришли те пациенты, которые хотели скорректировать внеш­ность, но боялись сложного оперативного вмеша­тельства», – размышляет Марлен Суламанидзе.

К внедрению методики в разных странах мира подключились его сыновья – Георгий и Константин: налаживали отношения с дистрибьюторами, откры­вали новые клиники, проводили обучающие курсы. Но промоушен без должного юридического сопро­вождения превратился в просветительство, а про­двигаемая методика, как это не раз бывало с другими ноу-хау, оказалась практически беззащитна перед не­дружественным заимствованием. По словам Сулама­нидзе, половина хирургов, прошедших обучающий курс «Аптос», начали производить в своих странах аналогичные нити, выдавая освоенную разработку за собственную. С момента международного лонча Aptos и практически по сей день компании, помимо развития бизнеса, приходится вести разбирательства с бывшими учениками и партнерами.

СЧАСТЛИВЫ НЕ ВМЕСТЕ

Одна такая история связана с итальянской компа­нией Promoitalia. Как рассказывает Суламанидзе, с нынешним президентом Promoitalia Валерио Ма­тано и ведущим пластическим хирургом компании Чиро Аккардо он познакомился в 2002 году, через два месяца после памятного конгресса в Бомбее: «Мы подружились и договорились, что для стран Ев­ропы нити Aptos будут производиться в Италии». Стороны зарегистрировали совместную компанию Promoitalia, которая начала заниматься обучением врачей и дистрибуцией нитей на европейских рын­ках. Однако вскоре в Promoitalia появилась собствен­ная технология производства нитей. «Итальянские партнеры предложили снизить нашу долю в компа­нии вполовину или вообще выйти из бизнеса, что мы и сделали», – рассказывает Марлен Суламанидзе. Партнерство можно было бы считать исчерпанным, если бы в 2006 году Promoitalia не зарегистрировала международную торговую марку Aptos Soft Lift. Тогда «Аптос» удалось заключить с Promoitalia соглашение о неиспользовании товарного знака Aptos. В октябре 2013 года права Promoitalia на марку Aptos Soft Lift были аннулированы, что зафиксировано на сайте Бюро по регистрации патентов и торговых марок США.

Теперь, по свидетельству Суламанидзе, Promoitalia продает те же изделия под брендом Happy Lift, в том числе и в России. «Мы готовим документы для защиты своих прав на интеллектуальную собствен­ность в итальянском арбитраже», – заявляет автор нитей Aptos. В Promoitalia на момент сдачи номера в печать на запрос VM не ответили. По данным Росздравнадзора, нити Happy Lift в РФ зарегистри­рованы. Дистрибуцией бренда занимается ЗАО «Ме­зо-Эксперт», и, как утверждают представители оп­товика, Happy Lift аналогом или копией нитей Aptos вовсе не является. «Это другой продукт, у него своя технология производства и специальная методика установки. Нити производятся в Италии, где тре­бования к этому процессу весьма жесткие: помимо внутреннего контроля качества, есть обязательный государственный контроль. Российским производи­телям это недоступно», – заявил VM представитель «Мезо-Эксперта».

Кроме разбирательства с зарубежными «последо­вателями», владельцам Aptos случается спорить с регуляторами и операторами российского рынка. В декабре прошлого года продукты компании попа­ли в известный «черный список» Росздравнадзора. Служба объявила в числе незарегистрированных «нити из капролактона Aptos Exсellence и Aptos Nano», уточнив, что на указанные медизделия производства ООО «Аптос» бессрочное регудосто­верение №ФСР 2011/10479 не распространяется.

«Находку» регулятора поспешили использовать конкуренты «Аптос» из компании «Бьюти Эксперт», на сайте этого дистрибьютора косметологи­ческих МИ есть на этот счет крайне эмоциональ­ный пост: «Как же так? Как разработчики нитевых методов не позаботились о регистрации своих новых продуктов для косметологов? Почему они на протяжении двух лет вводили врачей-космето­логов в заблуждение, подвергая их высокому риску юридической ответственности?»

В ответ на риторические вопросы конкурентов «Аптос» опубликовала официальное заявление с разъяснением, что все нити компании зареги­стрированы, а в перечень Росздравнадзора попали случайно: «Слова Excellence и Nano относят­ся к методам применения. Согласно приказу Минздрава от 9 августа 2012 года №70н, методы применения медицинских изделий регистрации не подлежат». Спор с надзорным ведомством, как сообщили VM в ООО «Аптос», «на данный момент полностью урегулирован и претензий со стороны Росздравнадзора к компании нет».

ШИРЬ ДА ГЛАДЬ

Несмотря на вынужденную борьбу за интеллектуаль­ную собственность, семье Суламанидзе удается со­хранять и развивать как нитяной, так и клинический бизнес: за последние 18 лет в странах присутствия Aptos было проведено порядка 500 тысяч процедур.

Сейчас в авторской линейке хирурга представлены нити, ориентированные на лифтинг лица и тела разной степени воздействия и применения как пластическими хирургами, так и косметологами. Один из основных каналов продвижения – соб­ственная сеть клиник Total Charm. В отдельно взятом московском филиале сети, по данным VM, в 2013 году было произведено около 1 тысячи опе­раций, при этом 80% из них пришлось на нитевые подтяжки с помощью рассасывающегося материала. Помимо России, клиники работают в Грузии Чехии и Испании. «Расширять сеть мы не собираемся, сейчас достаточно врачей и косметологов из других клиник, которые уже обучились или готовы обучать­ся нашим методикам и проводить операции само­стоятельно», – считает Марлен Суламанидзе.

Однако реализация продукции сторонним заказ­чикам получается все же выгоднее использования на собственных площадках. По словам генерального директора компании «Аптос-Про» Эрика Азизяна, дистрибуцией нитей в России занимаются 12 компа­ний, еще 20 дилеров работают с продуктами автор­ской линейки в других странах (географию распро­странения нитей Aptos см. в таблице «Глобальная паутина»).

Если подтяжка одной зоны лица рассасывающими­ся нитями стоит в среднем около 30 тысяч рублей, то оборот московской клиники Total Charm по этому профилю в 2013 году достиг 24 млн рублей. При этом совокупная выручка всех юрлиц, подконтрольных Марлену, Георгию и Константину Суламанидзе, по данным СПАРК-Интерфакс, в 2013 году соста­вила более 120 млн рублей. В «Аптос» отмечают, что ежегодная выручка достигает 240 млн рублей.

Определить долю Aptos на нитевом рынке эксперты не берутся. По оценкам VM, основными конку­рентами Aptos выступают продукты американ­ской Silhouette Beauty – нерассасывающиеся нити Silhouette Lift из полипропилена и рассасывающиеся Silhouette Lift Soft из полимолочной кислоты. Эти бренды встречались чаще всего в перечне материа­лов, использованных российскими эстетическими клиниками в 2013 году, причем их доли прибли­зительно равны. Также на рынке присутствуют рассасывающиеся Happy Lift из капролактона от Promoitalia и нити из полимолочной кислоты Resorblift от французской Choc Medical.

Правда, появившиеся в последние годы на россий­ском рынке мезонити начинают теснить методики нитевого лифтинга в целом и Aptos в частности. Этот факт признают и в самой компании, предпо­читая называть его «временным явлением». Основ­ные претензии, которые предъявляют к мезонитям в «Аптос», – отсутствие научных доказательств их эффективности плюс избыточная универсальность, то есть возможность установки «косметичками в парикмахерских» с риском соответствующих последствий. «Количество осложнений после мезонитей, судя по количеству обращений к нашим специалистам и в наши клиники, растет. Произ­водители и представляющие мезонити компании никак этим вопросом, по нашим наблюдениям, не занимаются», – говорит Марлен Суламанидзе. Иной точки зрения придерживается представи­тель компании-поставщика мезонитей: «Нитевые методики Aptos – более травматичная процедура, поэтому логично, что их потеснили мезонити. Все наши изделия зарегистрированы и запатентованы, поэтому их качество мы можем гарантировать. О перспективах обоих направлений говорить слож­но, но сейчас ситуация на рынке позволяет утвер­ждать, что мезонити живут, развиваются и могут конкурировать».

Мнения косметологов о преимуществах той или другой нитевой методики разделились. Главный врач клиники Kremlevka Beauty Лада Терентьева считает, что эти два сегмента работают на разную аудиторию. «Основной функционал мезонитей – уплотнение, армирование кожи, особенного лиф­тинга от них ожидать не приходится. Зато нити, особенно нерассасывающиеся или с длительным периодом резорбции, рассчитаны именно на этот подтягивающий эффект, – говорит специалист. – Это разные продукты – различаются методы уста­новки, период реабилитации и стоимость проце­дуры. Для некоторых пациентов в нитях слишком много «но», поэтому они выбирают мезонити». В практике косметолога Центра эстетической медицины «Сиар» Юлии Пашуковой продукты от Суламанидзе, напротив, вытеснили мезонити: «Эффект от Aptos мне нравится больше, и они реже вызывают осложнения. Клиенты чаще приходят с просьбой установить им мезонити, но после кон­сультации обычно выбирают Aptos».

нитевой лифтинг, эстетическая хирургия, эстетическая медицина, косметология

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении