Пластический хирург Марлен Суламанидзе сумел создать отдельный сегмент на растущих рынках косметологии и пластической хирургии. 18 лет назад он разработал методику подтяжки лица с помощью изобретенных им нитей Aptos, начал применять ее в своей клинической практике, а потом поставлять российским хирургам. Сейчас, помимо России, авторская линейка медизделий реализуется более чем в 20 странах мира, а сыновья Марлена Суламанидзе развивают дистрибьюторскую компанию «Аптос» и международную сеть клиник эстетической медицины Total Charm. Совокупная ежегодная выручка всех компаний семьи оценивается в $8 млн.
СТЕЖОК ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО
О нитевых методиках в эстетической медицине Марлен Суламанидзе узнал в середине 90-х, наблюдая операцию по подтяжке лица с помощью набиравших в то время популярность золотых нитей. Проводил презентацию методики академик РАМН, заведующий отделом перевязочных, шовных и полимерных материалов в хирургии московского Института хирургии им. А.В. Вишневского Арнольд Адамян. После операции Суламанидзе задал именитому коллеге вопрос: «А как эти нити фиксируются под кожей?». «Никак», – пожал плечами Адамян. «Меня это очень удивило, – вспоминает Суламанидзе. – Абсолютно гладкие нити ни к чему не крепились. Внешний вид кожи, конечно, от этого улучшался, но подтяжки практически не происходило, разве что за счет присутствия инородного тела».
Хирург Суламанидзе нашел ответ на мучивший его вопрос. Первый эксперимент он, как истинный врач-исследователь, поставил на самом себе в домашних условиях: взял полипропиленовую нить, которая используется в хирургии для ушивания кожных ран, нанес на нее под микроскопом насечки, стерилизовал и имплантировал себе в предплечье. Эффект от процедуры был очевиден – в месте установки нити кожа заметно подтянулась. Аналогичные результаты были достигнуты и в ходе дальнейших испытаний на добровольцах, в число которых вошли и родственники хирурга.
Поэкспериментировав еще несколько лет, Суламанидзе в 1999 году запатентовал в России под брендом Aptos (от греч. anti – против, ptosis – птоз, провисание) изобретение – «хирургическая нить для косметических операций». Вскоре изделие было запатентовано в США, странах Европы и СНГ.
Оборудование для производства нитей Суламанидзе тоже пришлось придумывать самому: «Знакомый инженер помог сконструировать первый образец этой машины, и мы начали искать предприятие, которое могло бы взять ее в работу». В течение года обкатка аппарата для производства нитей происходила на Московском заводе координатно-расточных станков. Затем учрежденная Марленом Суламанидзе и его сыном Георгием фирма «Аптос» заключила контракт с профильной, специализирующейся на производстве шовного материала, компанией «Волоть».
Первые нити Aptos Суламанидзе применял в собственной практике на базе нескольких московских клиник. Вскоре интерес к технологии начали проявлять российские пластические хирурги, и в Москве была открыта дистрибьюторская компания по продаже нитей, а заодно и клиника Total Charm.
В России в то время популярность золотых нитей уже пошла на спад – их вытеснили инъекционные методики, биоревитализанты и филлеры. Но у многих клиницистов был навык работы с нитевыми технологиями, и потому они встретили ноу-хау Суламанидзе с энтузиазмом. «Когда нити Aptos только появились в России, интерес хирургов к ним возник практически сразу, это была совершенно новая методика, которую многие стали считать альтернативой традиционным пластическим операциям», – вспоминает доцент кафедры пластической хирургии ФППОВ ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Константин Липский.
Бум внедрения методики, как утверждает Марлен Суламанидзе, случился после 2002 года, когда он выступил с докладом о своей разработке на Международном конгрессе по эстетической хирургии в Бомбее. «Нашими нитями увлекся французский врач, один из основателей эстетической хирургии Пьер Фурнье, – с гордостью рассказывает Суламанидзе. – Фурнье часто выступал на международных конгрессах и везде рассказывал про Aptos. Стал приезжать и к нам, а вслед за ним потянулись и другие хирурги – из Италии, Аргентины, Бразилии. Да и сам я объездил с нитями 56 стран».
Всплеск интереса к своему продукту в «Аптосе» объясняют тем, что в момент выхода новинки на рынок эффективной альтернативы круговой подтяжке лица не было. «Мы заняли свою нишу – к нам пришли те пациенты, которые хотели скорректировать внешность, но боялись сложного оперативного вмешательства», – размышляет Марлен Суламанидзе.
К внедрению методики в разных странах мира подключились его сыновья – Георгий и Константин: налаживали отношения с дистрибьюторами, открывали новые клиники, проводили обучающие курсы. Но промоушен без должного юридического сопровождения превратился в просветительство, а продвигаемая методика, как это не раз бывало с другими ноу-хау, оказалась практически беззащитна перед недружественным заимствованием. По словам Суламанидзе, половина хирургов, прошедших обучающий курс «Аптос», начали производить в своих странах аналогичные нити, выдавая освоенную разработку за собственную. С момента международного лонча Aptos и практически по сей день компании, помимо развития бизнеса, приходится вести разбирательства с бывшими учениками и партнерами.
СЧАСТЛИВЫ НЕ ВМЕСТЕ
Одна такая история связана с итальянской компанией Promoitalia. Как рассказывает Суламанидзе, с нынешним президентом Promoitalia Валерио Матано и ведущим пластическим хирургом компании Чиро Аккардо он познакомился в 2002 году, через два месяца после памятного конгресса в Бомбее: «Мы подружились и договорились, что для стран Европы нити Aptos будут производиться в Италии». Стороны зарегистрировали совместную компанию Promoitalia, которая начала заниматься обучением врачей и дистрибуцией нитей на европейских рынках. Однако вскоре в Promoitalia появилась собственная технология производства нитей. «Итальянские партнеры предложили снизить нашу долю в компании вполовину или вообще выйти из бизнеса, что мы и сделали», – рассказывает Марлен Суламанидзе. Партнерство можно было бы считать исчерпанным, если бы в 2006 году Promoitalia не зарегистрировала международную торговую марку Aptos Soft Lift. Тогда «Аптос» удалось заключить с Promoitalia соглашение о неиспользовании товарного знака Aptos. В октябре 2013 года права Promoitalia на марку Aptos Soft Lift были аннулированы, что зафиксировано на сайте Бюро по регистрации патентов и торговых марок США.
Теперь, по свидетельству Суламанидзе, Promoitalia продает те же изделия под брендом Happy Lift, в том числе и в России. «Мы готовим документы для защиты своих прав на интеллектуальную собственность в итальянском арбитраже», – заявляет автор нитей Aptos. В Promoitalia на момент сдачи номера в печать на запрос VM не ответили. По данным Росздравнадзора, нити Happy Lift в РФ зарегистрированы. Дистрибуцией бренда занимается ЗАО «Мезо-Эксперт», и, как утверждают представители оптовика, Happy Lift аналогом или копией нитей Aptos вовсе не является. «Это другой продукт, у него своя технология производства и специальная методика установки. Нити производятся в Италии, где требования к этому процессу весьма жесткие: помимо внутреннего контроля качества, есть обязательный государственный контроль. Российским производителям это недоступно», – заявил VM представитель «Мезо-Эксперта».
Кроме разбирательства с зарубежными «последователями», владельцам Aptos случается спорить с регуляторами и операторами российского рынка. В декабре прошлого года продукты компании попали в известный «черный список» Росздравнадзора. Служба объявила в числе незарегистрированных «нити из капролактона Aptos Exсellence и Aptos Nano», уточнив, что на указанные медизделия производства ООО «Аптос» бессрочное регудостоверение №ФСР 2011/10479 не распространяется.
«Находку» регулятора поспешили использовать конкуренты «Аптос» из компании «Бьюти Эксперт», на сайте этого дистрибьютора косметологических МИ есть на этот счет крайне эмоциональный пост: «Как же так? Как разработчики нитевых методов не позаботились о регистрации своих новых продуктов для косметологов? Почему они на протяжении двух лет вводили врачей-косметологов в заблуждение, подвергая их высокому риску юридической ответственности?»
В ответ на риторические вопросы конкурентов «Аптос» опубликовала официальное заявление с разъяснением, что все нити компании зарегистрированы, а в перечень Росздравнадзора попали случайно: «Слова Excellence и Nano относятся к методам применения. Согласно приказу Минздрава от 9 августа 2012 года №70н, методы применения медицинских изделий регистрации не подлежат». Спор с надзорным ведомством, как сообщили VM в ООО «Аптос», «на данный момент полностью урегулирован и претензий со стороны Росздравнадзора к компании нет».
ШИРЬ ДА ГЛАДЬ
Несмотря на вынужденную борьбу за интеллектуальную собственность, семье Суламанидзе удается сохранять и развивать как нитяной, так и клинический бизнес: за последние 18 лет в странах присутствия Aptos было проведено порядка 500 тысяч процедур.
Сейчас в авторской линейке хирурга представлены нити, ориентированные на лифтинг лица и тела разной степени воздействия и применения как пластическими хирургами, так и косметологами. Один из основных каналов продвижения – собственная сеть клиник Total Charm. В отдельно взятом московском филиале сети, по данным VM, в 2013 году было произведено около 1 тысячи операций, при этом 80% из них пришлось на нитевые подтяжки с помощью рассасывающегося материала. Помимо России, клиники работают в Грузии Чехии и Испании. «Расширять сеть мы не собираемся, сейчас достаточно врачей и косметологов из других клиник, которые уже обучились или готовы обучаться нашим методикам и проводить операции самостоятельно», – считает Марлен Суламанидзе.
Однако реализация продукции сторонним заказчикам получается все же выгоднее использования на собственных площадках. По словам генерального директора компании «Аптос-Про» Эрика Азизяна, дистрибуцией нитей в России занимаются 12 компаний, еще 20 дилеров работают с продуктами авторской линейки в других странах (географию распространения нитей Aptos см. в таблице «Глобальная паутина»).
Если подтяжка одной зоны лица рассасывающимися нитями стоит в среднем около 30 тысяч рублей, то оборот московской клиники Total Charm по этому профилю в 2013 году достиг 24 млн рублей. При этом совокупная выручка всех юрлиц, подконтрольных Марлену, Георгию и Константину Суламанидзе, по данным СПАРК-Интерфакс, в 2013 году составила более 120 млн рублей. В «Аптос» отмечают, что ежегодная выручка достигает 240 млн рублей.
Определить долю Aptos на нитевом рынке эксперты не берутся. По оценкам VM, основными конкурентами Aptos выступают продукты американской Silhouette Beauty – нерассасывающиеся нити Silhouette Lift из полипропилена и рассасывающиеся Silhouette Lift Soft из полимолочной кислоты. Эти бренды встречались чаще всего в перечне материалов, использованных российскими эстетическими клиниками в 2013 году, причем их доли приблизительно равны. Также на рынке присутствуют рассасывающиеся Happy Lift из капролактона от Promoitalia и нити из полимолочной кислоты Resorblift от французской Choc Medical.
Правда, появившиеся в последние годы на российском рынке мезонити начинают теснить методики нитевого лифтинга в целом и Aptos в частности. Этот факт признают и в самой компании, предпочитая называть его «временным явлением». Основные претензии, которые предъявляют к мезонитям в «Аптос», – отсутствие научных доказательств их эффективности плюс избыточная универсальность, то есть возможность установки «косметичками в парикмахерских» с риском соответствующих последствий. «Количество осложнений после мезонитей, судя по количеству обращений к нашим специалистам и в наши клиники, растет. Производители и представляющие мезонити компании никак этим вопросом, по нашим наблюдениям, не занимаются», – говорит Марлен Суламанидзе. Иной точки зрения придерживается представитель компании-поставщика мезонитей: «Нитевые методики Aptos – более травматичная процедура, поэтому логично, что их потеснили мезонити. Все наши изделия зарегистрированы и запатентованы, поэтому их качество мы можем гарантировать. О перспективах обоих направлений говорить сложно, но сейчас ситуация на рынке позволяет утверждать, что мезонити живут, развиваются и могут конкурировать».
Мнения косметологов о преимуществах той или другой нитевой методики разделились. Главный врач клиники Kremlevka Beauty Лада Терентьева считает, что эти два сегмента работают на разную аудиторию. «Основной функционал мезонитей – уплотнение, армирование кожи, особенного лифтинга от них ожидать не приходится. Зато нити, особенно нерассасывающиеся или с длительным периодом резорбции, рассчитаны именно на этот подтягивающий эффект, – говорит специалист. – Это разные продукты – различаются методы установки, период реабилитации и стоимость процедуры. Для некоторых пациентов в нитях слишком много «но», поэтому они выбирают мезонити». В практике косметолога Центра эстетической медицины «Сиар» Юлии Пашуковой продукты от Суламанидзе, напротив, вытеснили мезонити: «Эффект от Aptos мне нравится больше, и они реже вызывают осложнения. Клиенты чаще приходят с просьбой установить им мезонити, но после консультации обычно выбирают Aptos».