27 Июля 2024 Суббота

«Уровень спроса зафиксировался, мы никуда не откатились»
Мария Никишина Мединдустрия
27 мая 2021, 0:01
Фото: «СберЗдоровье»
8276

Генеральный директор компании «СберЗдоровье» – о том, как пандемия подогрела рынок телемедицинских услуг

В этом году Сбер впервые раскрыл сведения о доходах в «небанковском» секторе – в частности, онлайн-сервис «СберЗдоровье» (ранее DocDoc) выручил в 2020 году 2,1 млрд рублей, что, по собственной оценке компании, на 40% больше аналогичного показателя 2019-го. Прямое влияние пандемии COVID-19 и сопряженных с ней ограничений спровоцировали пятикратный рост количества проведенных с помощью «СберЗдоровья» телемедицинских консультаций – до 200 тысяч сеансов. Это почти столько же, сколько у основного конкурента – МК «Доктор рядом», которая в 2020 году провела 227,9 тысячи онлайн-консультаций (+293% год к году). Вертикальный взлет, пусть и обусловленный эффектом низкой базы, спровоцировал инвестора на строительство невиртуальной инфраструктуры – в начале 2021 года под брендом «СберЗдоровье» открылась первая телемедицинская клиника в Москве, а в перспективе предполагается организация таких точек и в других регионах страны. О стратегии компании Vademecum рассказал генеральный директор «СберЗдоровья» Анатолий Зингер.

– Для чего сервису «СберЗдоровье» потребовалась собственная телемедицинская клиника?

– Телемедицина в «СберЗдоровье» была запущена около двух лет назад. И на начальном этапе мы в основном привлекали к работе врачей из сторонних медорганизаций, то есть фактически занимались аутстафингом. В тех объемах нам удавалось контролировать процессы и качество консультаций, управлять мотивацией врачей. Но когда в прошлом году произошел взрывной рост количества телемедицинских консультаций, мы ощутили большую потребность в расширении числа врачей – речь шла о привлечении сотен специалистов. Естественно, в такой ситуации было необходимо четко структурировать подходы к найму и мотивации сотрудников, контролю качества. Поэтому решили открыть собственный телемедицинский центр. Так мы сможем обеспечить лучшие условия труда для штатных врачей, обучать их, внедрять и систематизировать различные процессы.

– Вы рассматривали формат телемедицинского центра, ведущего еще и амбулаторный прием, эксплуатирующийся, например, компанией «Ренессанс Страхование»?

– По такому пути – открытия собственных медцентров – идут многие страховые компании. В их случае это логичный способ сокращения расходов, так им проще контролировать экономику и средний чек. Но такой формат является частью бизнес-модели страховых компаний на рынке ДМС, скорее ориентированного на очные приемы, а не на телемедицину. Для них телемедицина скорее дополнительная опция. Сервис «СберЗдоровье» изначально развивается как IT-платформа. Мы воспринимаем телемедицину как самостоятельный продукт, удобный для пользователей. Поэтому сейчас мы открываемся только в формате онлайн-клиник. Планов делать их комбинированными или запускать собственную сеть офлайн-клиник у нас на данный момент нет.

– То есть речь идет о развитии сети телемедицинских клиник?

– Да, нашими услугами пользуются клиенты по всей стране, в разных часовых поясах. Сейчас наши врачи работают посменно, в том числе по ночам, но очевидно, что по мере роста бизнеса имеет смысл открывать онлайн-клиники в других регионах, чтобы сделать работу врачей комфортнее, уйти от ночных смен.

– Вы планируете работать по ОМС?

– Мы уже сотрудничаем с госзаказчиками. Сейчас это целевое финансирование наших проектов со стороны региональных министерств и департаментов здравоохранения, однако работать по ОМС мы также планируем.

В 2020 году, когда началась пандемия, мы запустили специально разработанную онлайн-платформу мониторинга пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, пациентов с коронавирусом. И эти проекты финансировались госзаказчиками по той или иной модели – деньги выделялись из региональных бюджетов.

– И сколько регионов вам удалось охватить – с учетом того, что далеко не во всех территориях установлены тарифы на телемедицинскую помощь?

– Почти 40 регионов по всей стране, включая Санкт-Петербург, за исключением Москвы. Самые яркие проекты – в Бурятии, Татарстане, Ленинградской области, Омске, Забайкалье, Удмуртии.

– А как же Москва и Московская область?

– Столичный регион пока не трогаем, в Москве есть собственная сильная ЕМИАС. Кроме того, мы изначально фокусировались именно на регионах.

– Какие сервисы или новые опции вы намерены развивать в ближайшее время?

– Во-первых, продолжим развивать сервис «Медицинский советник», который мы запустили не так давно. «Медицинский советник» – это специалист в области организации медицинской помощи, который ведет пациента от первого обращения за медицинской помощью до полного выздоровления. Он помогает записаться к проверенному врачу, на обследования по устраивающей пациента цене, консультирует по вопросам получения бесплатной помощи (по ОМС) и так далее.

Во-вторых, планируем запуск и развитие нашей «Медицинской карты» и сервиса персонифицированных рекомендаций пользователю, разрабатываемых с помощью искусственного интеллекта. Замысел тут в том, чтобы не только заниматься лечением каких-то заболеваний, с которыми человек уже столкнулся, но и предотвращением возникновения подобных проблем. Мы хотим в том числе прийти в сегмент ЗОЖ и заниматься продуктами, связанными со здоровым образом жизни и ментальным здоровьем. Конечно, у нас большие планы по развитию сервиса мониторинга состояния здоровья людей с хроническими заболеваниями. У нас уже было несколько «пилотов» с использованием медицинских гаджетов, устройств мониторинга здоровья, теперь мы планируем связать их с нашей информационной платформой – ради того, чтобы предложить пользователям более качественную медицинскую помощь.

– Каким был средний чек на телемедицинские услуги «СберЗдоровье» в 2020 году?

– От 600 рублей – это минимальная стоимость разовой врачебной консультации для физических лиц вне зависимости от региона обращения. В корпоративном сегменте основным продуктом является годовая подписка на телемедицинскую помощь врачей широкого спектра специальностей, и тут средняя стоимость подписки на год варьируется от 800 до 3 800 рублей на сотрудника в зависимости от количества людей, для которых работодатель приобретает услугу. Считать средний чек одного приема в этом случае не совсем корректно, потому что пациент может консультироваться со всеми врачами много раз. Но среднюю цену продажи одной подписки на год могу назвать – это порядка 2 500–3 000 рублей. 

– Спрос на телемедицинские услуги по мере стабилизации коронавирусной эпидемиологической обстановки снижался?

– В 2020 году, когда началась пандемия COVID-19, количество онлайн-консультаций в моменте выросло сначала в два, потом в три раза, затем несколько сократилось. Но к концу второй волны этот показатель, по сравнению с 2019 годом, вырос в пять-шесть раз и сейчас продолжает расти. Конечно, пандемия дала очень мощный толчок индустрии. Примечательно, что уровень спроса на онлайн-услуги зафиксировался, мы никуда не откатились. Например, в марте мы установили очередной рекорд по количеству телемедицинских консультаций. Если в прошлом году суммарно было проведено около 200 тысяч консультаций, то в 2021 году мы приблизились к этой цифре уже по итогам первого квартала.

– Что сегодня, на ваш взгляд, сдерживает развитие сегмента телемедицинских услуг?

– Сейчас, наверное, наша самая главная проблема – это законодательные ограничения. В том состоянии юридического поля, в котором сейчас находимся мы, страны-лидеры по количеству проведения онлайн-консультаций и проникновению телемедицины в индустрию здравоохранения были пять лет назад. При этом с технической точки зрения мы на одном уровне с США и Китаем.

Фактически сейчас телемедицина в России не эквивалентна первичному приему. Юридически наша услуга скорее является своеобразной информационной консультацией перед приемом. Считаю, что такое сужение совершенно не оправдано.

Очевидно, что не всех пациентов можно консультировать удаленно, и очный прием действительно требуется часто. Но все-таки для ряда заболеваний и состояний это возможно. Важны изменения в регулировании, что послужило бы более быстрому развитию рынка.

Вторая проблема – сравнительно низкая общая информированность населения страны о телемедицине. Последние исследования показывают, что максимум 15% граждан в принципе знают, что с врачом можно поговорить онлайн, доверяют этой услуге – еще меньше, пользовались – порядка 3% населения. Однако здесь я вижу и возможности. Сейчас бизнес очень быстро растет – мы видим пользовательские метрики, людям нравится услуга. Как правило, если человек воспользовался онлайн-консультацией однажды, он ею пользоваться продолжит. Это дает нам понимание, что рынок телемедицины будет быстро расти и развиваться.

Уверен, телемедицина будет проникать в государственную систему здравоохранения, такие планы уже есть, насколько знаю. Это будет способствовать популяризации телемедицины и, возможно, изменениям в законодательстве. И мы, в частности, уже участвуем в таких проектах.

– Вы имеете в виду подключение к ЕГИСЗ?

– Это несколько разные вещи, в чем-то пересекающиеся, в чем-то нет. ЕГИСЗ как система появилась давно, по крайней мере на бумаге – точно. Проект призван связать воедино медицинские данные о гражданах, дать удобный доступ к медкарте, к сервисам записи к врачу, закоммутировать различные аспекты работы и регулирования самих медицинских центров. В частности, сделать реестр врачей, реестр клиник и так далее. Это масштабная задумка, которая точно не сводится только к телемедицине.

Мы подключились к этому сервису, что было вполне логичным шагом. И тут уместно подчеркнуть, что «СберЗдоровье» – это не только телемедицина. Мы – цифровая медицинская компания. Например, у нас функционирует сервис электронной записи к врачу, с которой мы стартовали самыми первыми на рынке еще в 2012 году под брендом DocDoc. И, соответственно, то, что с помощью ЕГИСЗ только начинает внедряться, мы сделали еще в 2015 году, когда подключили к нашей платформе записи в клинику примерно 1,5 тысячи частных медицинских центров по всей стране. Это позволило нашим пользователям быстро и удобно находить себе врача и записываться на прием в один клик.

– Что дает ЕГИСЗ непосредственно вашей компании?

– ЕГИСЗ дает возможность пользователям удобно и быстро записываться к врачу – через портал госуслуг или через другие сервисы – не только в частные клиники, но и в государственные. Это позволяет пациентам отслеживать свою медицинскую историю. Врачи могут увидеть информацию о пациентах, конечно, с их разрешения. Поэтому в целом ЕГИСЗ – правильный, большой инфраструктурный проект, осуществить который можно было только на государственном уровне. Ни одна частная компания полноценно такую задумку не потянула бы.

Но и нам подключение к ЕГИСЗ открывает некоторые бизнес-возможности. Мы можем выступать в роли посредника – оказывать коммерческим клиникам услуги по доступу к ЕГИСЗ, чтобы они, в соответствии с законодательством, могли выгружать данные о своих приемах, о слотах своих врачей, передавать медицинскую информацию, чтобы пациент мог скачать свою медицинскую карту. Конечно, коммутация с ЕГИСЗ дает нам импульс для развития, потому что мы можем дать доступ к записи в большее количество клиник, в том числе государственных, и таким образом сделать наш сервис лучше – как по линии телемедицинской помощи, так и в услугах по записи на очный прием.

– На ваш взгляд, насколько рынок цифровых решений для индустрии здравоохранения, в частности телемедицинских, сегодня насыщен в России?

– Большинство наших крупных конкурентов строят бизнес в сфере телемедицины вокруг медцентров или сетевых клиник. В этом случае телемедицина выполняет вспомогательную функцию, позволяя обслуживать пациентов после этапа первичного приема либо в процессе лечения. И основная задача подобных сервисов – удерживать пациентов, возвращая их в ту же самую клинику. У нас несколько отличная от других игроков стратегия.

Мы, как я уже говорил, изначально развивались как маркетплейс медицинских цифровых сервисов и поэтому приветствуем партнерство с различными компаниями, которые занимаются не только цифровым, но и офлайновым – обычным, классическим – здравоохранением. Наша задача – проконсультировать пациента, помочь ему. Если нужно – проконсультировать повторно. Для этого у нас есть дополнительные медицинские сервисы, например «Медицинский советник», который по итогам консультации поможет пользователю подобрать удобную ему клинику из числа наших партнеров.  С другими сервисами мы постоянно контактируем, так как у нас не такой большой рынок. Считаю, что мы с коллегами делаем общее дело. Я бы сказал, что мы не конкурируем друг с другом, а скорее формируем рынок.

сберздоровье, сбер, сбербанк, зингер, телемедицина, егисз, доктор рядом, docdoc
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении