27 Июля 2024 Суббота

Анатолий Артамонов: «Только две должности в стране есть настоящие – у президента и у губернатора»
Служба новостей Мединдустрия Фарминдустрия
21 ноября 2023, 9:38
Анатолий Артамонов
Фото: Пресс-служба Совета Федерации
6843

За последние два десятилетия Калужская область стала образцовым российским регионом и главным местом дислокации крупнейших мировых корпораций. Только местный фармкластер объединил 50 предприятий индустрии здравоохранения. Вряд ли все это было возможно без последовательной политики, которую в эти годы проводил калужский губернатор Анатолий Артамонов. Ныне он занимает пост председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. В интервью издателю Vademecum Дмитрию Кряжеву и управляющему директору «Вадемекум Медиа» Марии Нечаевой сенатор Артамонов рассказал о своем понимании служения, принципах выбора цели и пути ее достижения.

Дмитрий Кряжев: Вы почти 20 лет руководили Калужской областью. И вся ваша губернаторская каденция, по сути, совпала с эпохой инвестиционного бума и большого технологического рывка. Этим временем Калужская область распорядилась лучше, чем любая иная территория России, начав развивать регион по принципу корпорации. Как вам в голову пришла вся эта концепция?

Анатолий Артамонов: Речи о каких-то озарениях не было. У меня к тому моменту, как я стал губернатором, был довольно разнообразный управленческий опыт. Я был партийным функционером, советским директором, а после этого довольно успешным предпринимателем. После выборов я не стал ловчить и в точности выполнил все предписания закона, запрещающие госслужащим заниматься бизнесом, передав акции во всех компаниях, где принимал участие, или трудовым коллективам, или компаньонам. В итоге от бизнеса я отказался, а вот накопленные знания остались при мне, и я решил весь их багаж положить в основу губернаторского служения. Принял для себя, что руководство регионом не просто работа, а смысл всей моей жизни. И относиться к делу я буду соответствующе – к региону как к собственной корпорации. Вы верно отметили.

Д.К.: Будем справедливы, Калужская область – замечательный среднерусский регион с прекрасными пейзажами, историей. Но тут не было ничего из того, на чем взращиваются корпорации. Ни полезных ископаемых, ни плодородных земель, ни советских промышленных предприятий.

А.А.: Верно. Но было и есть кое-что другое – развитая система телекоммуникаций, крупные железнодорожные магистрали и две федеральные трассы – «Москва – Киев» и «Москва – Брест». Именно на эту инфраструктуру мы с командой и решили сделать ставку в начале моего первого губернаторского срока.

Калуга-03_новый размер.jpg

Фото Игоря Малеева

Мария Нечаева: Но госаппарат в регионе наверняка не был готов к реформам, их интенсификации. Как вы мотивировали чиновников становиться менеджерами?

А.А.: Люди всегда будут работать так, как ты хочешь, если внятно им все объяснить. Помню, когда меня избрали, ко мне пришла секретарь с большой пачкой заявлений на увольнение. Я даже их листать не стал и попросил выбросить. На что она мне сказала: «Но мы же все были в команде, которая была против вас, поддерживала вашего оппонента». А я ей возразил: «Вы поддерживали вашего руководителя. Это делает вам честь. Значит, я могу рассчитывать, что в нужный момент вы поддержите и меня как вашего руководителя». И они действительно всегда работали с большим интересом.

Но прежде чем правильно объяснить, надо сначала самому все понять, увидеть ясно цель, к которой будешь стремиться. А для этого надо было поездить по миру, посмотреть, как устроена жизнь в других странах, где хорошо развивается экономика, куда приходят частные инвесторы с большими проектами. Прежде всего я обратил внимание на те страны, которые успешно выходили из сложных экономических или послевоенных ситуаций. В первую очередь на США, Германию, Южную Корею, Турцию, Китай. Их практику я внимательно изучил, много с кем встречался и говорил. Во всех странах я спрашивал бизнесменов об одном и том же: «Почему вы не хотите идти в Россию? Чего вы опасаетесь? Что вас смущает – коррупция, отсутствие нужной инфраструктуры, кадровый дефицит?»

Д.К.: И что вам отвечали?

А.А.: В разных странах практически одно и то же. Оказалось, что отпугивает не коррупция, которая в той или иной форме есть везде – и в Соединенных Штатах, и в Турции, и в Китае. Главным демотиватором для бизнеса была и будет бюрократия. Я спросил, а как они борются с бюрократией в тех странах, где строят свои заводы, логистические комплексы и так далее. Мне отвечали примерно так: «Бизнес у нас не разбросан точечно. Он сосредоточен на определенных площадках, сгруппирован в индустриальных парках, где все ориентировано на то, чтобы сообща решать возникающие задачи инвесторов». Помню, как прилетел однажды в Анкару. В Турции около трехсот индустриальных парков, и я попросил показать мне, как выглядит лучший из них. А мне турецкие коллеги говорят: «Зачем лучший? Давайте просто посмотрим ближайший». То есть, по сути, типичный. Мы приезжаем, и я вижу умышленный город, в котором работают 40 тысяч человек. Внутри этого промышленного монстра располагается свой университет, несколько школ, несколько детских садиков, спортивные и досуговые учреждения. И вся эта инфраструктура ориентирована на работников нескольких десятков предприятий, расположенных поблизости. Представляете, сколько налогов формирует подобная махина? А все, что изначально требовалось сделать, – решить проблему бюрократических препон на отдельно взятой территории и дать ему возможность подключиться к инфраструктуре. Обеспечить наличие в таких парках высшей школы для формирования кадрового резерва или ресурсных центров, в которых готовят рабочих для конкретных участков или задач, – следующая важная задача властей.

В стоимость квадратных метров земли, которые под свои проекты и предприятия приобретает инвестор, должно быть априори включено решение всех проблем – газ, свет, вода, очистные сооружения и тому подобное. А еще сверху можно приложить налоговые преференции на какой-то период, пока эти новые предприятия будут вставать на ноги. Все это вместе и становится магнитом для притяжения значимых крупных инвесторов. Наша команда весь этот мировой опыт учитывала, когда мы в Калужской области запускали 12 индустриальных парков, куда пришли компании мирового уровня. И, кстати, сразу, с оглядкой на международные образцы, решили, что все отношения с инвесторами будут замыкать на себе не чиновники из разных департаментов и ведомств, а всего две структуры: Агентство регионального развития стало отвечать за консалтинг и документооборот партнеров, а Корпорация развития Калужской области занялась созданием инженерной инфраструктуры, техническим и технологическим сопровождением проектов, включая выдачу разрешений на строительство. И чтобы все это правильно стартовало, работало, я сам постоянно взаимодействовал с инвесторами, вникал в их задачи.

М.Н.: Экспертизу приобрели.

А.А.: А как иначе? Я относился ко всем рабочим задачам как к своим личным. Быть губернатором – это значит посвятить этой работе жизнь целиком. Я вообще считаю, что только две должности в стране есть настоящие – у президента и у губернатора. Только они могут что-то по-настоящему придумать и осуществить. Остальные – исполнители.

Калуга-01_новый размер.jpg

Фото Игоря Малеева

Д.К.: А как федеральный центр, кстати, реагировал на все ваши проекты и начинания?

А.А.: Отношения складывались порой непросто. Правоохранителям было поначалу непривычно, не понимали, что это такое мы задумали. Да и некоторые федеральные чиновники, которые, как мне казалось, лояльно ко мне относились, с высоких трибун громко заявляли: «Владимир Владимирович! Смотрите, что он творит! Это же все невозможно! Понатащил каких-то иностранцев…» А я и тогда был, и теперь остаюсь убежденным, что страна обязана привлекать иностранный капитал, иностранного инвестора, иначе у нее нет будущего. Вы найдите мне хоть одно государство в мире, которое обошлось без привлечения иностранных инвестиций. Таких нет!

М.Н.: Но отношения с некоторыми из тех партнеров, которых Калужская область привлекала эти 20 лет, сильно изменились в последние два года.

А.А.: Это печально. Людвиг Эрхард, автор экономических реформ в послевоенной ФРГ, писал, что ограничение свободы капитала приводит к диктатуре. И я всегда считал, что в Европе капитал свободный. И вот на практике я убеждаюсь, что это не так. Я близко знаю всех тех, кто руководил зарубежными компаниями, локализовавшими свои производства в калужских индустриальных парках. Никто из них не хотел останавливать производство, уходить из России. Но им сказали: «Если захотите продолжать в России работать, получите большие неприятности». Надеюсь, эти убытки им покрыли какие-то страховки. А нашим компаниям, для которых закрыли международные рынки, кто-нибудь убытки покрыл? Наверное, я остаюсь идеалистом, если продолжаю считать, что политические и экономические векторы должны совпадать.

Д.К.: Часть западных компаний закрыли предприятия в регионе или засушили инвестиционные проекты, как в случае с предприятиями Калужского фармкластера. Восточные придут им на смену?

А.А.: Ну вот возьмем автопром. Это 29 предприятий в Калужской области. Почти все они остановлены. Придут ли партнеры из другой части света на их место? Столько уже экскурсий и деклараций было, но пока большого движения с их стороны нет. Мы знаем, что восточные люди долго принимают решения, но дело не только в этом. Главное для Китая и Индии – стран с большим населением – создавать новые рабочие места на своей территории и развивать экспорт. Страна, которая экспортирует сложный продукт с высокой добавленной стоимостью, обречена на успех. Они это прекрасно понимают, и нам нужно учиться у них. И по каким-то отраслям видно, что мы учимся, заимствуем технологии, чтобы потом развивать собственные. Лучше всего с этим справляются частные структуры. Но, к сожалению, сейчас в стране упор делается на создание мощнейшего государственного сектора. Например, все предприятия оборонно-промышленного сектора – или государственные, или квазигосударственные. Хотя все это вооружение могли бы делать частные компании. Но этого не происходит, и это большое упущение. Частные предприятия давно бы научились делать конкурентоспособное, надежное и более дешевое вооружение, нежели государственные бюро и заводы. Хуже собственника, чем государство, не найти.

DSC_2162_1_новый размер.jpg

Фото Игоря Малеева

Д.К.: Хорошо. Но вот в той же Калужской области крепко обосновался «Росатом». Это госструктура, которая заслужила имидж рыночно ориентированной. Собственно, проекты корпорации в здравоохранении, та же сделка по покупке доли в «Медскане» Евгения Туголукова, как раз это символизируют.

А.А.: «Росатом» – одна из наиболее эффективных государственных структур. Но и она может в перспективе вполне стать частной. И таким образом стать еще более эффективной.

М.Н.: Вы видите перспективу разгосударствления корпораций и банков в какой-либо обозримой перспективе?

А.А.: Понимаете, мы еще пока и не в капитализме, но уже и не в социализме. Мы где-то между. И в сторону капитализма мы идем не то чтобы быстро. И во многом так происходит потому, что те, кто управляют государственным капиталом, не хотят расставаться с возможностями, которое это управление дает, расставаться с рентой.

Д.К.: В пору губернаторства вы приложили немало усилий для восстановления, а вернее, даже создания государственной аптечной сети в Калужской области. Почему лекарственное обеспечение вы не делегировали частникам?

А.А.: Тут никакого противоречия со всем вышесказанным нет. Просто я абсолютно убежден, что такие сферы, как образование и здравоохранение, должны находиться под контролем государства. Это вопрос обеспечения социальных гарантий. Учебники государство должно закупать для всей страны. То же касается и медицинского оборудования. Государство должно направлять в регионы не деньги на закупку тяжелой техники, а саму эту технику. Должно выступать в роли единого заказчика. Тогда весь этот дорогостой будет обходиться бюджету в три-четыре раза дешевле. Поэтому «Калугафармация» – это не просто сеть. Это единый заказчик для всей системы здравоохранения области – в сфере лекарственного обеспечения и снабжения медтехникой. В уставе фармации не указано целью извлечение прибыли, то есть основная ее миссия – социальная. В то же время важно, чтобы предприятие оставалось эффективным игроком фармрынка. Для чего это нужно? Сегодня доля «Калугафармации», которая объединяет 72 аптечных организации, – около 25–28% в регионе. Этого вполне достаточно для того, чтобы оказывать определенное давление на рынок, чтобы, конкурируя с ней, частники не задирали цены, поддерживали ассортимент, старались соответствовать уровню. А это, я вам так скажу, непростая задача. У нас все аптеки красивые, есть экстемпоральное производство, не бывает дефектуры. В пандемию к нам в область из Москвы и соседних регионов за лекарствами ездили! Когда я только пришел в Совет Федерации, сразу занялся законопроектом о централизации закупок лекарственных средств. С большим трудом, преодолевая сопротивление, вместе с коллегами из Госдумы Максимом Топилиным и Айратом Фарраховым мы этот закон провели и приняли. Зато теперь по такому же принципу, как у нас в Калуге, смогут развиваться государственные фармации в других регионах, а власть на местах получит больше инструментов для контроля над социальной сферой.

артамонов, калужская область, интервью
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении