27 Июля 2024 Суббота

Ампула раса
Екатерина Макарова Фарминдустрия
23 марта 2015, 12:37
6696

«Микроген» записан на «Ростех»

Чтобы получить в полное распоряжение активы крупнейшего в стране производителя вакцин – НПО «Микроген», гендиректору «Ростеха» Сергею Чемезову пришлось ждать два года. 17 марта президент Путин подписал указ об акционировании принадлежавшей Минздраву компании и передаче 100% в пользу госкорпорации. Актив за­пишут, как и ожидалось, на «дочку» «Ростеха» – Национальную иммунобиологическую компанию (НИК). Теперь та сможет вплотную приступить к реализации амбициозного плана выстраивания монополии в системе Нацкален­даря прививок, а следом и в других емких сегментах рынка госзаказа. Правда, стратегия уже нуждается в коррек­тивах: в отличие от Минздрава, ФАНО отказалось сдать «Ростеху» еще одного крупного производителя вакцин – предприятие Института полиомиелита и вирусных энцефалитов (ПИПВЭ) им. М.П. Чумакова.

Согласно указу президента, полный переход «Микрогена» в структуру ГК «Ростех» должен быть завершен через 18 месяцев. В госкорпорации «передачу» уже поспешили назвать «стратегическим решением в сфере обеспечения национальной лекарствен­ной независимости». Программу модер­низации и развития производственной инфраструктуры «Микрогена» в «Росте­хе» еще не утвердили и отметили, что произойдет это только после того, «как будет проведен полный аудит предпри­ятия». Инвестировать в модернизацию, по предварительным оценкам ГК, планируется порядка 10 млрд рублей. В «Микрогене» комментировать буду­щие преобразования отказались.

То, что «Микроген» в «Ростехе» рассматривают как стратегическое приобретение, стало ясно еще вес­ной 2013 года, когда гендиректором НПО был назначен Петр Каны­гин, экс-генеральный директор ОАО «РТ-Биотехпром», еще одной дочерней структуры госкорпорации. Уже летом 2013-го Сергей Чемезов об­ратился к Владимиру Путину с прось­бой передать «Микроген», а также еще одного крупного государствен­ного производителя вакцин, ФГУП «ПИПВЭ им. М.П. Чумакова», под контроль «Ростеха». Путин инициа­тиву предварительно одобрил, однако в конкретный указ она воплотилась не сразу и не в полном смысле.

Чтобы завоевать «Микроген», гла­ве госкорпорации потребовались союзники и терпение. Весной 2014 года Минздрав и «Ростех» зая­вили о стратегическом партнерстве и принялись вместе лоббировать в правительстве идею наделения госкорпорации правами единствен­ного поставщика иммунобиологи­ческой продукции на 2014–2017 го­ды. Также они попросили отсрочить переход на GMP для государ­ственных производителей вакцин, главным образом для все того же «Микрогена» и ПИПВЭ. Идея моно­полии в итоге поддержки до сих пор не нашла, а вот отсрочка модерни­зации госпредприятий возражений не встретила, хоть и не была закре­плена в конкретном документе.

Внутри госкорпорации определенно­сти было не больше. Главный вопрос – на какую структуру будут заведены госактивы – НИК или «РТ-Био­техпром» – стоял на повестке прак­тически весь 2014 год. Относительная ясность появилась только после того, как Сергей Чемезов подписал Страте­гию развития НИК до 2020 года. Со­гласно документу, оба госпредприятия («Микроген» и ПИПВЭ), а также круп­ные пакеты акций нескольких частных фармпроизводителей (подробнее в VADEMECUM #37 от 17 ноября 2014 года), должны быть приобретены и оформлены имен­но на НИК.

По писаному не пошло практически сразу. Первая же сделка в этой чере­де – покупка блокпакета рязанского фармзавода «Форт» – была оформ­лена вовсе не на НИК, а на «РТ-Био­техпром». Наконец, о переходе ПИПВЭ под крыло «Ростеха» теперь тоже речь не идет. В «Ростехе» под­тверждают, что до конца 2015 года действует мораторий на сделку по это­му активу. А источник VADEMECUM, близкий к руководству института, говорит, что в ФАНО, которому подчиняется Институт им. М.П. Чумакова, вовсе не планируют расставаться с ПИПВЭ: «На базе предприятия будет создана внедренческая площадка для НИИ, подведомственных ФАНО».

В то же время собеседники VADEMECUM вну­три госкорпорации отмечают, что главный вопрос, который предстоит решить руководству «Ростеха», ка­сается не собирания активов, а вну­тренней конкуренции. Группам вли­яния внутри ГК так или иначе при­дется договариваться о разделении сфер ответственности. «Условная гра­ница полномочий существует. К при­меру, НИК отвечает за коммерческий результат, строительство монополии на рынке госзаказа. А вот за развитие огромного производственного бло­ка – площадок «Микрогена», кур­ганского «Синтеза», «Форта» и так далее – уже другая компетентная команда», – рассуждает он.
микроген, ростех

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении