30 Сентября 2023 Суббота

Алло, центральная!
Анна Родионова
23 сентября 2013, 16:20
4751

Пациентские организации пытаются докричаться до президента – их беспокоит «бюджетный маневр» Минфина

Руководители 25 пациентских организаций обратились к руководству страны с открытым письмом, в котором просят исключить расходы на здравоохранение из «бюджетного маневра» при обсуждении федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015–2016 годов и оставить расходы на медпомощь и лекарственное обеспечение «в основном в федеральном ведении». Эксперты отмечают, что у защищающих пациентов объединений есть все основания для беспокойства.

Общественные организации, среди которых Всероссийский союз пациентов, ≪Подари жизнь≫, ≪Объединение людей, живущих с ВИЧ≫, ≪Право на жизнь≫ и ≪Движение против рака≫, 13 сентября опубликовали открытое письмо Владимиру Путину. Организации ≪в высшей степени≫ встревожены предложениями Минфина по сокращению расходов на здравоохранение и ≪возложением ответственности за охрану здоровья на плечи регионов≫.

Согласно опубликованному проекту бюджета, в 2013 году на здравоохранение должно быть выделено 515 млрд рублей ≪федеральных≫ денег. В 2014-м – 417,4 млрд рублей, в 2015-м – уже 336,9 млрд рублей, а в 2016-м – уже 344,5 млрд рублей. В процентном отношении к общей сумме расходов федерального бюджета расходы на здравоохранение в 2013 году составляют 3,8%, а в 2016-м – 2,1%. ≪И абсолютно, и относительно есть мощное сокращение расходов. Цифры по тому, как будут сокращаться расходы федерального бюджета, еще будут пересчитываться, но эта тенденция на 100% сохранится, – поясняет директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ≪ФБК≫ Игорь Николаев. – Обеспокоенность пациентских организаций из-за секвестра расходов вполне обоснованна≫.

Снижение расходов на и так недофинансированную отрасль общественные организации характеризуют как ≪неоправданный социальный эксперимент≫. ≪Сокращение расходов приведет к уменьшению объема оказываемой помощи, – считает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв. – Началась тенденция по передаче полномочий от федерального центра в субъекты – это касается и лекарственного обеспечения, и определенных видов медпомощи. Региональные бюджеты, особенно если это касается хронических, тяжелых, дорогостоящих заболеваний, не вытягивают ни диагностику, ни специализированную помощь≫.

По проекту бюджета, несмотря на сокращение федеральных расходов на здравоохранение, общий объем финансирования не должен уменьшиться, так как в регионы вместе с полномочиями будут переданы и источники доходов. Кроме этого, с 2015 года отрасль переходит на одноканальное финансирование через фонд ОМС. ≪Но на самом деле здесь есть определенное лукавство, – замечает Игорь Николаев. – С уверенностью можно сказать, что расходы федерального бюджета будут сокращены, а вот будет ли это компенсировано соответствующим ростом расходов из региональных бюджетов и по линии ОМС – большой вопрос≫.

Их опасения можно понять – у Минздрава уже имеется обширный негативный опыт передачи денег и полномочий в регионы. Например, с 1 января 2013 года средства на выплату различных надбавок (которые составляли существенную часть дохода врача) стали поступать не из федерального бюджета, а через территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Когда начались массовые забастовки получивших сильно урезанные зарплаты медработников, Вероника Скворцова cначала недоумевала, в чем дело, ведь ≪средства перечислены≫. Начались проверки. ≪Они выявили, что в ряде субъектов Российской Федерации были допущены существенные искажения: из тарифов были полностью выведены доплаты к заработной плате за работу в ночные смены и праздничные дни≫, – заявила она в интервью телеканалу ≪Россия 24≫. И лишь в конце августа Минздрав признал, что во многих случаях ТФОМСы, страховые компании и ЛПУ вообще оказались не готовы к новым правилам работы и просто не успели вовремя заключить соответствующие соглашения.

Общественники указывают на неравенство доходов регионов, которое будет сказываться на обеспеченности пациентов лекарствами и качестве оказания медпомощи. ≪Регионализация приведет к тому, что мы скатимся до ситуации, когда все будет зависеть от того, в каком регионе живет пациент, – прогнозирует исполнительный директор Всероссийской организации орфанных заболеваний Ирина Мясникова. – Один регион может содержать пациентов, а другой – нет. Кабардино-Балкария написала нам, что не может в полной мере оплачивать лечение пациентов с редкими заболеваниями – их бюджет этого не позволяет≫. Например, пациенты, больные муковисцидозом, один из четырех необходимых препаратов получают по федеральной программе, остальные три – за счет ДЛО. ≪Но мы видим, как в регионах исполняют эти полномочия, – выдают медикаменты только на сумму, перечисленную Минздравом, – 713 рублей, – приводит примеры Ирина Мясникова. – Даже в Московской области, вроде не дотационной, пациенты с муковисцидозом не получают ферменты поджелудочной железы [стоимость 12-15 тысяч рублей в месяц. – VM]. И сейчас не все регионы тянут это бремя≫.

Дополнительно осложняет ситуацию создание единой федеральной субвенции, в которой не разделены средства на исполнение передаваемых регионам полномочий – главы областей могут изменять пропорции расходов на образование, здравоохранение и другие отрасли. ≪Регионы заставляют выполнять показатели из пакета майских указов президента – зарплатного характера, прежде всего, – и деньги в первую очередь будут идти на это. Регионы распределять средства будут так, чтобы целевые показатели по указам были выполнены – это самое главное≫, – поясняет Игорь Николаев.

≪Консолидация субсидий была бы эффективна, – рассуждает специалист по экономике государственного сектора Экономической экспертной группы Владислав Григоров. – В эффективности субвенции не уверен, финансовая гибкость может повыситься, но это будет зависеть от того, насколько корректно федеральный центр все будет оценивать, как прозрачно будет реализована связь с регионами≫.

Пациентские организации в своем обращении пишут, что ≪в условиях лоббизма и коррупции трудно рассчитывать, что этот инструмент будет учитывать реальные потребности населения≫. ≪Субвенции по ряду пунктов, в частности, по семи нозологиям, планируется ввести уже в 2014 году. Плюс в следующем году выходит новый закон о федерально-контрактной системе и плюс сокращение финансирования – это очень плохое стечение обстоятельств, которое ударит по пациентам≫, – считает Юрий Жулёв.

Обеспокоены общественные организации и ситуацией с одноканальным финансированием. ≪Нас очень волнует реальное наполнение фонда ОМС – значительные виды помощи, включая ВМП, собираются передавать в ФОМС, – поясняет Жулёв. – Уже сейчас некоторые виды помощи по эндокринологии, общей гематологии, онкологии выводят из системы ВМП и погружают в ОМС. До этого было прямое бюджетное финансирование с квотами, но теперь при дефиците бюджета фонда это приведет к недофинансированию такого вида помощи≫.

Игорь Николаев подчеркивает, что перспективы выполнения планов по объемам финансирования из ОМС напрямую зависят от того, что будет с экономикой. ≪Если экономика будет стагнировать или войдет в рецессию, объем расходов по линии ОМС будет совсем далек от планового. Сейчас экономика от стагнации идет в рецессию, и это заставляет тревожиться≫, – поясняет эксперт.

Более оптимистичную оценку дает Владислав Григоров, считающий, что сильного ухудшения в здравоохранении по сравнению с текущей ситуацией не произойдет. ≪Другой вопрос – является ли нынешний уровень приемлемым? Скорее всего, нет, – говорит он. – Вопрос не только в объеме расходования средств, но и в эффективности оказания услуг. Ключевой момент в том, чтобы отраслевые министерства всерьез озаботились повышением эффективности расходов≫. 

пациентские организации, семь нозологий, госфинансирование

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа