27 Июля 2024 Суббота

Алло, центральная!
Анна Родионова
23 сентября 2013, 16:20
4982

Пациентские организации пытаются докричаться до президента – их беспокоит «бюджетный маневр» Минфина

Руководители 25 пациентских организаций обратились к руководству страны с открытым письмом, в котором просят исключить расходы на здравоохранение из «бюджетного маневра» при обсуждении федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015–2016 годов и оставить расходы на медпомощь и лекарственное обеспечение «в основном в федеральном ведении». Эксперты отмечают, что у защищающих пациентов объединений есть все основания для беспокойства.

Общественные организации, среди которых Всероссийский союз пациентов, ≪Подари жизнь≫, ≪Объединение людей, живущих с ВИЧ≫, ≪Право на жизнь≫ и ≪Движение против рака≫, 13 сентября опубликовали открытое письмо Владимиру Путину. Организации ≪в высшей степени≫ встревожены предложениями Минфина по сокращению расходов на здравоохранение и ≪возложением ответственности за охрану здоровья на плечи регионов≫.

Согласно опубликованному проекту бюджета, в 2013 году на здравоохранение должно быть выделено 515 млрд рублей ≪федеральных≫ денег. В 2014-м – 417,4 млрд рублей, в 2015-м – уже 336,9 млрд рублей, а в 2016-м – уже 344,5 млрд рублей. В процентном отношении к общей сумме расходов федерального бюджета расходы на здравоохранение в 2013 году составляют 3,8%, а в 2016-м – 2,1%. ≪И абсолютно, и относительно есть мощное сокращение расходов. Цифры по тому, как будут сокращаться расходы федерального бюджета, еще будут пересчитываться, но эта тенденция на 100% сохранится, – поясняет директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ≪ФБК≫ Игорь Николаев. – Обеспокоенность пациентских организаций из-за секвестра расходов вполне обоснованна≫.

Снижение расходов на и так недофинансированную отрасль общественные организации характеризуют как ≪неоправданный социальный эксперимент≫. ≪Сокращение расходов приведет к уменьшению объема оказываемой помощи, – считает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв. – Началась тенденция по передаче полномочий от федерального центра в субъекты – это касается и лекарственного обеспечения, и определенных видов медпомощи. Региональные бюджеты, особенно если это касается хронических, тяжелых, дорогостоящих заболеваний, не вытягивают ни диагностику, ни специализированную помощь≫.

По проекту бюджета, несмотря на сокращение федеральных расходов на здравоохранение, общий объем финансирования не должен уменьшиться, так как в регионы вместе с полномочиями будут переданы и источники доходов. Кроме этого, с 2015 года отрасль переходит на одноканальное финансирование через фонд ОМС. ≪Но на самом деле здесь есть определенное лукавство, – замечает Игорь Николаев. – С уверенностью можно сказать, что расходы федерального бюджета будут сокращены, а вот будет ли это компенсировано соответствующим ростом расходов из региональных бюджетов и по линии ОМС – большой вопрос≫.

Их опасения можно понять – у Минздрава уже имеется обширный негативный опыт передачи денег и полномочий в регионы. Например, с 1 января 2013 года средства на выплату различных надбавок (которые составляли существенную часть дохода врача) стали поступать не из федерального бюджета, а через территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Когда начались массовые забастовки получивших сильно урезанные зарплаты медработников, Вероника Скворцова cначала недоумевала, в чем дело, ведь ≪средства перечислены≫. Начались проверки. ≪Они выявили, что в ряде субъектов Российской Федерации были допущены существенные искажения: из тарифов были полностью выведены доплаты к заработной плате за работу в ночные смены и праздничные дни≫, – заявила она в интервью телеканалу ≪Россия 24≫. И лишь в конце августа Минздрав признал, что во многих случаях ТФОМСы, страховые компании и ЛПУ вообще оказались не готовы к новым правилам работы и просто не успели вовремя заключить соответствующие соглашения.

Общественники указывают на неравенство доходов регионов, которое будет сказываться на обеспеченности пациентов лекарствами и качестве оказания медпомощи. ≪Регионализация приведет к тому, что мы скатимся до ситуации, когда все будет зависеть от того, в каком регионе живет пациент, – прогнозирует исполнительный директор Всероссийской организации орфанных заболеваний Ирина Мясникова. – Один регион может содержать пациентов, а другой – нет. Кабардино-Балкария написала нам, что не может в полной мере оплачивать лечение пациентов с редкими заболеваниями – их бюджет этого не позволяет≫. Например, пациенты, больные муковисцидозом, один из четырех необходимых препаратов получают по федеральной программе, остальные три – за счет ДЛО. ≪Но мы видим, как в регионах исполняют эти полномочия, – выдают медикаменты только на сумму, перечисленную Минздравом, – 713 рублей, – приводит примеры Ирина Мясникова. – Даже в Московской области, вроде не дотационной, пациенты с муковисцидозом не получают ферменты поджелудочной железы [стоимость 12-15 тысяч рублей в месяц. – VM]. И сейчас не все регионы тянут это бремя≫.

Дополнительно осложняет ситуацию создание единой федеральной субвенции, в которой не разделены средства на исполнение передаваемых регионам полномочий – главы областей могут изменять пропорции расходов на образование, здравоохранение и другие отрасли. ≪Регионы заставляют выполнять показатели из пакета майских указов президента – зарплатного характера, прежде всего, – и деньги в первую очередь будут идти на это. Регионы распределять средства будут так, чтобы целевые показатели по указам были выполнены – это самое главное≫, – поясняет Игорь Николаев.

≪Консолидация субсидий была бы эффективна, – рассуждает специалист по экономике государственного сектора Экономической экспертной группы Владислав Григоров. – В эффективности субвенции не уверен, финансовая гибкость может повыситься, но это будет зависеть от того, насколько корректно федеральный центр все будет оценивать, как прозрачно будет реализована связь с регионами≫.

Пациентские организации в своем обращении пишут, что ≪в условиях лоббизма и коррупции трудно рассчитывать, что этот инструмент будет учитывать реальные потребности населения≫. ≪Субвенции по ряду пунктов, в частности, по семи нозологиям, планируется ввести уже в 2014 году. Плюс в следующем году выходит новый закон о федерально-контрактной системе и плюс сокращение финансирования – это очень плохое стечение обстоятельств, которое ударит по пациентам≫, – считает Юрий Жулёв.

Обеспокоены общественные организации и ситуацией с одноканальным финансированием. ≪Нас очень волнует реальное наполнение фонда ОМС – значительные виды помощи, включая ВМП, собираются передавать в ФОМС, – поясняет Жулёв. – Уже сейчас некоторые виды помощи по эндокринологии, общей гематологии, онкологии выводят из системы ВМП и погружают в ОМС. До этого было прямое бюджетное финансирование с квотами, но теперь при дефиците бюджета фонда это приведет к недофинансированию такого вида помощи≫.

Игорь Николаев подчеркивает, что перспективы выполнения планов по объемам финансирования из ОМС напрямую зависят от того, что будет с экономикой. ≪Если экономика будет стагнировать или войдет в рецессию, объем расходов по линии ОМС будет совсем далек от планового. Сейчас экономика от стагнации идет в рецессию, и это заставляет тревожиться≫, – поясняет эксперт.

Более оптимистичную оценку дает Владислав Григоров, считающий, что сильного ухудшения в здравоохранении по сравнению с текущей ситуацией не произойдет. ≪Другой вопрос – является ли нынешний уровень приемлемым? Скорее всего, нет, – говорит он. – Вопрос не только в объеме расходования средств, но и в эффективности оказания услуг. Ключевой момент в том, чтобы отраслевые министерства всерьез озаботились повышением эффективности расходов≫. 

пациентские организации, семь нозологий, госфинансирование

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении