С тех пор как было объявлено о масштабной информатизации здравоохранения, IT‑мейджоры, они же крупные поставщики медицинского оборудования, уже проторившие тропы на рынок госзаказа, предприняли немало усилий, чтобы продать вместе со своими приборами и сопутствующий софт. Международные компании предложили российским клиентам широкий ассортимент решений – от программного обеспечения отделений и целых клиник до специальных систем информационной поддержки бригад скорой помощи. Такая тактика имела успех, однако эксперты отмечают, что ситуация меняется – государственный бюджет, направленный на информатизацию, уже в основном освоен, а частный сектор недостаточно богат, чтобы покупать дорогостоящие импортные программы.
В DICOM ПОЛЕ
Технологические мейджоры, среди которых General Electric Healthcare, Philips, Samsung, начали выходить на российский рынок IT и телекоммуникаций в здравоохранении примерно три года назад. К тому времени они уже плотно сотрудничали с отечественными клиниками, поставляя им медицинское оборудование. Расширить ассортимент компании заставил новый тренд на рынке. Российские конкуренты начали поставлять в медучреждения оборудование вместе с IT-решениями, и зарубежные компании имели намерение не отставать. «Если ранее IT-решения, в основном, продавались «в нагрузку» к оборудованию, то теперь они помогают правильным образом позиционировать и продавать оборудование. IT-решения становятся важной составляющей пакета оснащения для лечебных учреждений, без них работать эффективно уже не представляется возможным», – объясняет руководитель департамента IT-решений для здравоохранения General Electric Healthcare Артем Аведьян.
Внедрение на медицинский IT-рынок мейджоры начали с относительно простого продукта – систем архивации медицинских изображений PACS (Picture Archiving and Communication System), основанных на международном стандарте DICOM. Он был разработан в США в начале 80-х для стандартизации обмена электронными изображениями, полученными от рентгеновских аппаратов, томографов и других приборов, произведенных различными фирмами.
«PACS-системы предлагают множество производителей. Это простой продукт с точки зрения его создания, и он достаточно востребован в России», – рассказал VADEMECUM директор Philips по медицинской информатике Роман Сабиров.
Запустив в продажу эти продукты, компании удачно вписались в тренд – тогда как раз стартовала программа Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). В период с 2011-го по 2013 год бюджеты регионов на информатизацию составили в общей сложности более 9,2 млрд рублей, а с поддержкой ФОМС – 33 млрд рублей (подробнее о развитии ЕГИСЗ читайте в материале «Оцифрованный странник» в VADEMECUM #1 от 13 января 2014 года).
Новый продукт мейджоров оказался востребованным у государственных ЛПУ, получивших госбюджет на информатизацию. По данным Philips, PACS-системы компании были внедрены в ЛПУ в девяти регионах России, а аналогичная разработка General Electric – в более чем 20 регионах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Общее количество и стоимость внедрений компании не раскрывают.
Вдохновленные успехом компании начали осваивать новые ниши в госсекторе и занялись адаптацией для российского рынка уже полноценныхинформационных систем. Иными словами, поставщики стали продавать свое оборудование в комплекте с мощной программной оболочкой, способной обеспечить не только работу отдельного прибора, но и автоматизировать целое больничное подразделение или специализированную клинику.
МАМА, РОДИ МЕНЯ ТЕХНОЛОГИЧНО
Особенность таких информационных систем заключается в том, что они собирают данные со всего оборудования, со всех датчиков в единую базу, которая может обновляться в режиме реального времени и благодаря которой врач может удаленно наблюдать за пациентом и реагировать на изменения в его состоянии. «В большинстве больниц используются разрозненное оборудование, различные поставщики, а наша система способна эти данные собрать и предоставить их лечащему врачу, например, сделать прогноз состояния пациента и течения заболевания», – говорит Роман Сабиров из Philips. По его словам, среди разработок компании, представленных на российском рынке, можно назвать информационную систему для отделения реанимации и интенсивной терапии ICCA, информационную систему для отделения кардиологии и ангиографии Xcelera, а также специализированное решение для перинатальных центров – информационную систему Philips IntelliSpace Perinatal.
GE Healthcare вывела на российский рынок сразу несколько новых продуктов, среди которых – перинатальная система Centricity Perinatal (CPN).
«В первом полугодии мы реализовали пилотные проекты, нацеленные на апробацию и адаптацию новых продуктов к требованиям российского рынка. Это позволило в IV квартале 2014 года приступить к реализации ряда коммерческих проектов на основе этих продуктов», – отметил Артем Аведьян.
Упор на софт для роддомов не случаен – в прошлом году в России стартовала программа по строительству 32 перинатальных центров, на которую было направлено в общей сложности 52,6 млрд рублей. Мейджоры подхватили тренд и вывели на рынок специализированные IT-решения.
GE Healthcare весной 2014 года запустила пилотный проект в Йошкар-Оле – перинатальный центр был оснащен системой CPN. «Система подключается к оборудованию, позволяет дистанционно мониторировать пациентов и вести связанную электронную историю матери и ребенка. Система CPN позволяет анализировать кардиотокограммы (КТГ) матери и плода, следить в режиме реального времени за состоянием каждого пациента – находится ли его состояние в пределах нормы, вести документацию в электронном виде, подключаться к системе с любого устройства и так далее. Кроме того, система накапливает статистику и подготавливает данные для последующего анализа», – рассказал VADEMECUM Артем Аведьян. По его словам, основной задачей пилотного проекта в Йошкар-Оле было наблюдение за пациентками в пределах этого перинатального центра, а также дистанционное наблюдение за пациентками родильного дома в городе Волжске, который находится в 100 километрах от перинатального центра. Кроме того, из Санкт-Петербурга через систему за состоянием пациентов в обоих медучреждениях дистанционно наблюдал главный неонатолог Минздрава России Дмитрий Иванов.
Проект был признан успешным. «Сейчас у нас уже идут коммерческие проекты. В целом по состоянию на декабрь 2014 года при поддержке CPN во всем мире, в том числе и в России, родилось уже 44 млн человек», – рассказывает Артем Аведьян.
По оценкам генерального директора компании-интегратора Process Optima Олега Гребнева, средняя стоимость лицензии на полноценную IT-систему, которая включает электронную медицинскую карту, электронную очередь и документооборот, составляет около 1,5 млн рублей. А управляющий партнер консалтинговой компании «Базис-Мед» Андрей Алмазов отмечает, что специализированные продукты стоят дороже – например, стоимость развертывания информационной системы для радиологического отделения он оценивает в 3–7 млн рублей.
Развитие IT в здравоохранении в международных компаниях считают очень перспективным направлением. И на то есть причины – например, по результатам 2013 года на долю систем мониторинга пациентов и клинической информатики пришлось порядка 20% из 9,5 млрд евро глобальных продаж подразделения Philips Healthcare.
Сейчас в России основную выручку мейджорам приносит госсектор. «Около 75–80% наших заказчиков именно по IT-решениям – это государственные учреждения», – говорит Артем Аведьян из General Electric.
ТЕЛА КОММУНИКАЦИИ
Компаниям есть что предложить медучреждениям и в области телекоммуникации. В 2014 году компания Samsung Electronics впервые вывела на российский рынок специализированные разработки для медицинского сектора в области телемедицины.
«В этом году в России мы совместно с партнерами и медучреждениями разработали и готовы предложить заказчикам в сфере медицины решения телемедицины в части мониторинга показаний состояния пациента, параметров окружающей его среды, обеспечить связь междупациентом и врачом», – рассказал VADEMECUM менеджер Samsung Electronics в России Егор Леонов.
В сентябре 2014 года компания анонсировала выход в продажу новых планшетов Samsung GALAXY Tab Active. Они могут считывать информацию с внешних датчиков, анализаторов по технологиям BT, NFC, Ethernet. «Например, если на бумажную карту пациента наклеить специальный многоразовый программируемый NFC-чип, поднеся к нему планшет, врач автоматически получает карту пациента с отображением данных результатов анализов, истории болезни пациента. Для бригад скорой помощи – заносить информацию по каждому вызову в электронную форму сразу и передавать ее по защищенным каналам на сервер клиники или по локальной сети Intranet по возвращении с дежурства», – рассказал Егор Леонов.
По словам менеджера Samsung, рабочее место врача – это только один из сценариев использования возможностей планшета: «Планшеты могут взаимодействовать с бесконечным множеством различных датчиков – мониторинг пульса, весы, глюкометры, кардиомониторы, тонометры и так далее. Они могут передавать информацию по защищенным каналам на сервер медицинского учреждения, и врач может отслеживать эту информацию на своем устройстве».
Количество коек в медучреждениях сокращается, и пациенты, которым необходимо наблюдение, не могут оставаться в клинике на все время реабилитации. И здесь, по словам представителя Samsung, могут помочь специально разработанные компанией напульсники: «Они считывают основную информацию о пациенте (температура, давление, пульс) и несколько раз в сутки автоматически отправляют данные в медучреждение».
Еще одна разработка Samsung Electronics также связана с наблюдением – компания разработала «умные» камеры видеонаблюдения, которым можно задавать сценарии и шаблоны поведения. В таком режиме камера может использоваться автономно, без постоянного подключения к серверу управления, и может распознать человека и сигнализировать в случае необходимости. «Есть вариант с камерами Fisheye, где одна камера способна заменить до девяти обычных камер, так как снимает происходящее во всей комнате, раскладывает изображение на требуемое количество каналов. Каждый канал может быть настроен и управляться отдельно, как если бы это была отдельная камера», – объясняет Егор Леонов.
По словам специалиста, Samsung Electronics намерена привлекать партнеров и медучреждения, которые заинтересованы в разработках носимой электроники. Пилотные проекты, по его мнению, стартуют в ближайшее время.
ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС
Мейджоры уверены, что государственные заказчики в сфере здравоохранения будут и дальше проявлять интерес к программным и телекоммуникационным разработкам. Эксперты рынка здравоохранения не так в этом уверены, в первую очередь потому, что госфинансирование информатизации медучреждений сейчас сокращается. В этом году, по словам собеседника VADEMECUM, близкого к Минздраву РФ, совокупный бюджет регионов на информатизацию здравоохранения сократился примерно вдвое – до 1,5 млрд рублей.
По мнению Андрея Алмазова из «Базис-Мед», высоких доходов от информатизации государственного здравоохранения ожидать не приходится: «Я разговаривал с представителем одной крупной компании, которая продает PACS. У них есть проект на 40 млн рублей, и я посоветовал держаться за него, потому что это очень редкий клиент. Обычно на это есть не более 10 млн, да и то это еще очень повезло. Тем более не надо надеяться на проект с целым регионом, думая заработать на нем 300 млн рублей, – таких бюджетов больше нет и вряд ли будут в ближайшие два-три года. Предстоит скучное, эволюционное развитие». Зато, по словам представителей крупных IT-компаний, растущий интерес к разработкам в области IT и телекоммуникационного оборудования начали проявлять частные медицинские учреждения. «Сейчас тенденция меняется, и они становятся более активными – у нас уже есть ряд частных заказчиков, с которыми мы начали активно работать», – рассказал VADEMECUM Артем Аведьян. Его точку зрения поддерживает и эксперт специализирующейся в сфере IT консалтинговой компании J'son & Partners Consulting Александр Гадалов: «Безусловно, частным клиникам интересны перспективные разработки. Они присматриваются к ним, иногда даже покупают».
Другие аналитики этого оптимизма не разделяют. «Государственный сектор занимает около 90% всего российского рынка медуслуг. Примерно такая же пропорция работает и в отношении рынка IT в здравоохранении. У основной части коммерческих клиник бюджеты на IT очень маленькие», – отмечает Алмазов.
По оценке Олега Гребнева из Process Optima, полноценные медицинские информационные системы в России готовы покупать лишь несколько десятков частных клиник: «Это крупные центры со стационаром вместимостью более 50 коек и амбулаторные учреждения, у которых дневной поток пациентов к узким специалистам превышает 25 человек. А такие учреждения у нас можно пересчитать по пальцам. Остальные игроки частного рынка медицинских услуг решают большинство своих задач с помощью баз Excel».
В крупнейшей отечественной сети частных клиник «Медси» VADEMECUM сообщили, что разработки в области телемедицины были бы потенциально интересны с целью повышения качества и доступности медицинской помощи пациентам, и в перспективе группа компаний планирует внедрять такие системы. Российский поставщик медицинского оборудования НИПК «Электрон» надеется выиграть конкурентную борьбу с IT-гигантами за счет понимания местного рынка и особенностей работы отечественных ЛПУ.
До 2010 года, отмечает директор по проектам НИПК «Электрон» Антон Декстер, зарубежные компании поставляли разнообразные медицинские IT-решения в составе конкретных единиц медоборудования. Программы не были адаптированы под российские потребности, в связи с чем их функционал использовался российским заказчиком не более чем на 10–15%. По его словам, начиная с 2011-2012 годов зарубежным компаниям удалось частично русифицировать отдельные позиции своих линеек IT-продуктов и расширить их спектр, однако к этому времени медучреждениям уже потребовались комплексные решения, учитывающие сложившуюся специфику информатизации здравоохранения в России.
«Даже самые развитые IT-решения, предлагаемые зарубежными компаниями, построены исключительно с учетом процессов здравоохранения других стран и, соответственно, не способны учитывать отечественные особенности организации деятельности медицинских учреждений. Отечественные комплексные продукты, созданные на основе опыта и знаний потребностей и задач нашей медицинской отрасли, более перспективны», – уверен Антон Декстер.
Аналитики указывают также на то, что продукты, предлагаемые мейджорами, слишком дороги для нашего рынка – их цена варьируется от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей. «Предложения крупных зарубежных компаний для большинства российских частных клиник – пока недоступное по цене приобретение. Помимо самого продукта, любая зарубежная система будет требовать адаптации к условиям клиники, а это дополнительные затраты. Поэтому сейчас учреждениям проще купить недорогой, пусть и более ограниченный по функционалу, российский аналог или разработать собственное решение», – говорит Олег Гребнев из Process Optima.