22 Января, 10:28

«А потом сети будут продаваться по цене оборудования»

Анна Дерябина
27 Сентября 2017, 13:00
8750
Артур Уразманов
Артур Уразманов – о мотивах своего расставания с фармритейлом
Владелец татарстанской «Республиканской аптечной сети 36,6С» Артур Уразманов в августе 2017 года продал свой аптечный бизнес структурам Олега Мурова, основного бенефициара башкирской сети «Фармленд». Предприниматель намерен сконцентрироваться на развитии собственной сети медцентров «Академия здоровья «Звезда». Почему нынешняя ситуация в фармритейле, подробно описанная в рейтинге «ТОП200 аптечных сетей», показалась ему подходящей для проведения сделки, какие перспективы он видит на рынке медуслуг, Артур Уразманов рассказал в интервью Vademecum.
– В предшествовавшие сделке годы «Республиканская аптечная сеть 36,6С» держалась на уровне 100 аптек и больше не росла. Почему вы не открывали новые точки?

– В период кризиса мы сосредотачивались не на количестве, а на качестве. Оптимизировали затраты, пересмотрели маркетинговые договоры и ассортимент наших точек, обновили программный продукт. Закрыли ряд контрактов с некоторыми компаниями, например, с Bayer, Stada, Renewal, найдя им более выгодную замену.

Что касается открытия новых объектов, то мы четко понимали, что нужно уходить в другие регионы, потому что в Казани мы и так были лидерами по количеству аптек. Однако открываться в регионах Поволжья в кризис нам казалось не совсем правильным: там не очень хорошая покупательная способность, при этом рынок насыщен, есть свои конкурентоспособные местные сети. А выходить в Москву, Подмосковье и Санкт‑Петербург было бы непросто с точки зрения логистики, открытия филиала и дополнительных затрат.

– Вы чувствовали усиление конкуренции в регионах вашего присутствия?

– Мы ощущали определенное нарастающее давление. Появлялось все больше новых игроков, некоторые операторы стали уходить в формат дискаунтера. Мы наблюдали падение трафика, поэтому принимали меры по наращиванию среднего чека, довели долю УСТМ до 14% в розничном товарообороте сети, активно развивали карточные проекты с производителями, серьезно работали над удержанием рентабельности.

– Планы «Магнита» и «Мега Фарм» по открытию аптек вас встревожили?

– Я думаю, что они сейчас у всего рынка вызывают определенные опасения. Ведь «Магнит» и «Мега Фарм» не привезут с собой кадры в те регионы, где будут открывать свои точки. Значит, они станут выкачивать фармперсонал из местных сетей. Если «Магнит» откроет 5 тысяч аптек, то ему понадобится три‑четыре работника на точку, а это 20 тысяч сотрудников. Представляете, какой дефицит кадров возникнет?

– Решение о продаже – ответ на усиление конкуренции?

– Я не хотел продавать сеть, но мне поступило хорошее предложение от «Фармленда». Я думаю, каждый бизнесмен готов реализовать свой актив за правильную денежную сумму. Мне и раньше поступали предложения о покупке, например, от «Риглы». Но тогда я не был к этому готов. Важный фактор – сделку с «Фармлендом» мы провели очень оперативно, в течение трех недель. Проходить аудит «Риглы» пришлось бы как минимум полгода.

– Кто‑то еще делал вам предложение о покупке?

– Это происходило постоянно. Например, через два дня после подписания соглашения с «Фармлендом» ко мне пришел со своим предложением «Фармаимпекс».

– Как вы думаете, почему бум сделок M&A происходит именно сейчас?

– Покупателям интересны определенные регионы, в которые они пока не вошли или слабо представлены. Им хочется стать доминирующими игроками в регионе, а быстрее всего это можно сделать через покупку стабильной местной аптечной сети, у которой есть трафиковые точки, хорошо обученный персонал, налажены и успешно функционируют все бизнес‑процессы. Именно по этим причинам, считаю, «Фармленду» и была интересна «Республиканская аптечная сеть 36,6 С».

Я думаю, сделки на рынке будут заключаться и дальше, только стоимость активов будет падать, потому что многие инвесторы сейчас предпочитают строить сети самостоятельно. Покупать отдельно стоящие аптеки вовсе не имеет смысла: проще открыть аптеку рядом с конкурентом, и он сам по себе тихонько умрет.

– То есть если сеть не продастся сейчас, то потом шансов получить хорошую цену будет все меньше?

– Знаете фразу «запрыгнуть в вагон уходящего поезда»? Этот поезд уже проезжает последний метр перрона, и сейчас запрыгнуть в вагон еще можно. А потом сети будут продаваться по цене оборудования. Все сейчас уходят в дискаунтеры, о фронт‑марже уже никто не думает, все рассчитывают на бэк‑маржу, на производителя. Без бэк‑маржи все работают в «нули» или в «минусы». Поэтому и образовываются маркетинговые союзы, чтобы вытянуть из производителя максимум бэк‑маржи. А как только производитель скажет: «Все, мы вам больше ничего не дадим» или начнет существенно урезать бэк‑маржу, все эти «карточные домики» посыплются, и тогда эти объединенные аптеки, фармассоциации, аптечные союзы, возможно, скоро уйдут с рынка.

– Сыпаться будут только мелкие сети или крупные тоже пострадают?

– От этого никто не застрахован. Фармрынок сейчас непредсказуем. Что сотворит «Магнит»? Что сделают производители? Какова будет покупательная способность? Какие новые регламентирующие аптечный бизнес законы примет государство?

– К продаже сети вас подтолкнуло именно ощущение неопределенности?

– В том числе. Лучший способ оставаться последовательным и верным себе – это меняться вместе с обстоятельствами, видеть тенденции фармацевтического рынка, быть готовым принимать их и меняться. Рынок становится непредсказуемым и нестабильным. Поэтому становится все сложнее управлять бизнес‑процессами и обеспечивать результат. Пока ты работаешь по определенным правилам – все нормально, а когда правила меняются, работать становится сложно. Вы знаете, что комиссия правительства утвердила законопроект о продаже лекарств через интернет. «Протек» уже консолидировался с «Яндексом», федеральная группа «36,6» – с Ozon, «Эркафарм» – с Doc+. Они нашли себе партнеров. А другие, более мелкие сети кого себе нашли? Никого! То есть рынок могут забрать себе «Магнит» с «Мега Фарм» и интернет‑аптеки. Останется какой‑то «кусок пирога», который вряд ли утолит голод всех остальных аптечных сетей.

– Параллельно с аптеками вы строили сеть многопрофильных медцентров «Академия здоровья «Звезда». Теперь вы сконцентрируетесь на развитии этого бизнеса?

– Основные силы будут направлены именно на это. Я сам врач, и мне очень нравится заниматься качественной медициной. Кроме этого, я занимаюсь научной деятельностью и преподаю в медуниверситете. У нас есть высококвалифицированные специалисты, высокотехнологичное медицинское оборудование. Мы имеем серьезные конкурентные преимущества перед игроками на медицинском рынке Татарстана. Раньше мне не очень хватало времени на развитие своих клиник, поскольку аптеки генерили основную прибыль компании и, соответственно, забирали все мое время. Но теперь мы разрабатываем обновленную стратегию развития, новые медицинские проекты, которые позволят нам существенно вырасти и предоставить нашим клиентам новые сервисы и услуги. Эти проекты будут анонсированы в конце года. А сейчас мы прописываем развернутый и обновленный бизнес‑план, ищем новые точки роста. Уже сейчас меня радует положительная динамика, по прогнозу, в 2017 году рост выручки наших клиник относительно 2016 года составит 45%.

– Какой была совокупная выручка ваших медцентров в 2016 году?

– Это конфиденциальная информация. В 2018 году мы хотим двукратного увеличения выручки относительно 2017 года.

– Собираетесь открывать новые клиники?

– Думаем об этом. Развиваться в Казани мы не видим смысла. У нас сейчас здесь и так четыре клиники, может быть, откроем пятую. Но тут очень высокий уровень конкуренции, поэтому этого количества будет вполне достаточно. Мы хотим открываться в Подмосковье и, возможно, в Санкт‑Петербурге.

– Но рынки медуслуг в этих регионах тоже достаточно заполнены.

– По широкому профилю там действительно работает много частных и государственных медучреждений, но есть определенные узкие ниши, в которые можно входить. Мы хотим открывать там именно узкопрофильные центры, направленные на определенную патологию.

– Какие профили рассматриваете?

– Все расскажем в конце года. Эти проекты сейчас находятся на стадии глубокого анализа и согласования.

– Какую сумму вы планируете инвестировать в открытие новых клиник в 2018 году?
– Думаю, около 300–400 млн.

– В ваших медцентрах будут стационары?

– Мы думаем об этом. По некоторым направлениям, например, в пластической хирургии, стационар необходим. Но в связи с тем, что этот вопрос очень сложный в плане санитарных и лицензионных норм, мы просчитываем обоснованность такого решения.

– Какой бизнес маржинальнее – аптечный или медицинский?

– Конечно, медицинский. Наценка здесь не регламентирована. Ее регулирует только рынок, в отличие от аптек, где регулированием занимается еще и государство. Но медицина требует и больших вложений. Открыть аптеку можно за 1,5–2 млн рублей, а медцентр требует финансовых вложений около 30–40 млн рублей. Но из‑за больших инвестиций и длинных сроков окупаемости это менее конкурентный рынок. А главное – здесь люди должны быть с головой, система более сложная. А на аптечный рынок зачастую приходят новички, которые просто скопили несколько миллионов рублей. Они, вероятно, хотят быстро окупиться и даже заработать, но, мне кажется, они не понимают, что никому на этом рынке не нужны. Там уже и так слишком тесно.

артур уразманов, республиканская сеть 36, протек, эркафарм, аптеки, клиника, медцентр
Источник Vademecum №16, 2017
Поделиться в соц.сетях
Novartis готовит к выводу на российский рынок CAR-T препарат Kymriah
21 Января 2020, 22:20
Росздравнадзор и ФМБА выведены из подчинения Минздрава РФ
21 Января 2020, 22:08
Татьяна Голикова и Денис Мантуров сохранили в новом правительстве прежние позиции
21 Января 2020, 22:02
Министром здравоохранения РФ назначен Михаил Мурашко
21 Января 2020, 20:12
Инна Фридман стала генеральным директором холдинга 3Z
Один из основателей группы компаний 3Z (в регионах сеть работает под брендом «Три-З») Инна Фридман назначена генеральным директором холдинга. До вступления в должность Фридман исполняла обязанности председателя совета директоров группы 3Z.
21 Января 2020, 18:00
«Фармленд» выиграл в споре за права на товарный знак «Вита» у одноименной аптечной сети
ООО «Вита Плюс», принадлежащее владельцам сети «Фармленд» Олегу Мурову и Аделе Кальметьевой, отстояло в суде права на товарный знак «Вита». Ранее один из операторов одноименной самарской сети – ООО «Рона» – оспорил предоставление правовой охраны этого знака в Роспатенте. «Роне» не удалось убедить Суд по интеллектуальным правам (СИП) в том, что аптеки «Вита» ассоциируются у потребителей с сетью, которой управляет определенная группа компаний.
21 Января 2020, 16:30
Мединдустрия
«Пациенты готовы платить за качественную медицинскую помощь и сервис»
Какой стратегией продвижения смогут воспользоваться франчайзи ГК «Медси»
388
МИБС получит на протонную терапию 1,5 млрд рублей в 2020 году
17 Января 2020, 9:23
Анестезиолога из сыктывкарской клиники «РГС-Мед» осудили за смерть пациента
16 Января 2020, 12:24
Родители живущей в ПМЦ девочки заберут ее домой в случае получения выписного эпикриза за пять лет
Адвокат матери девочки, живущей с момента рождения в перинатальном медицинском центре (ПМЦ) «Мать и дитя» на Севастопольском проспекте в Москве, Ольга Лукманова заявила, что родители готовы забрать ребенка домой, но хотят получить полный выписной эпикриз за все пять лет ее пребывания в ПМЦ. Заседание Пресненского районного суда Москвы по иску органов соцзащиты об ограничении родительских прав Татьяны Максимовой и Юрия Зинкина назначено на 28 января 2020 года.
15 Января 2020, 20:01
Фармдистрибьютор «БСС» займется поставкой лабораторных реагентов
Фармкомпания «БСС» Эдуарда Захрабекова намерена поставлять реагенты для лабораторных исследований в области иммунохимии, биохимии, гематологии, гемостаза, анализа мочи, а также средства для микробиологических лабораторий. Среди потенциальных клиентов «БСС», выручившая в 2019 году на рынке лекарственного госзаказа 8,2 млрд рублей, видит прежде всего своих традиционных потребителей – медучреждения Санкт-Петербурга, Ленобласти и Московского региона.
15 Января 2020, 17:21
Мединдустрия
Он вам не демон: отклики пациентов о докторах дошли до Верховного суда
6610
ГК «Медси» купила санкт-петербургский филиал сети «Семейный доктор»
ГК «Медси» перешли 100% ООО «Клиника на Петроградской стороне», управляющего медцентром в Санкт-Петербурге. Эту точку в 2015 году открыла сеть МК «Семейный доктор», совладельцем которой выступает инвестиционный фонд Андрея Якунина VIY Management.
13 Января 2020, 17:45
Экс-главврач пермского Центра медпрофилактики стала фигурантом еще одного уголовного дела
13 Января 2020, 15:00
Курс лечения редкой формы рака желудка препаратом Ayvakit оценили в $32 тысячи
10 Января 2020, 9:05
ТФОМС Дагестана по решению арбитража выплатит частной клинике 36,5 млн рублей
Арбитражный суд Республики Дагестан удовлетворил иск частной клиники «Акрополь» из Махачкалы, потребовавшей от территориального фонда ОМС (ТФОМС) Дагестана возврата 36,5 млн рублей – эту сумму медорганизация затратила на оказание помощи пациентам из других регионов, однако возмещения расходов не получила.
9 Января 2020, 19:41
Курский онкодиспансер получил передовое оснащение эндоскопическим оборудованием с ультравысокой визуализацией 4К
9 Января 2020, 10:17
Мединдустрия
Феодальные волны: что такое межтерриториальные расчеты в системе ОМС
6407
ДЗМ утвердил порядок возмещения расходов на препараты от диабета
31 Декабря 2019, 12:26
Алексей Репик инвестирует в медицинский центр
Основной владелец «Р-Фарм» Алексей Репик стал владельцем ООО «Центр медицинских консультаций на Пятницкой», основной профиль которого – «общая врачебная практика». По информации Vademecum, клиника будет работать в премиальном ценовом сегменте.
27 Декабря 2019, 14:21
Росздравнадзор арестовал незарегистрированный мобильный рентгенограф
27 Декабря 2019, 13:44
Яндекс.Метрика