На совещании у вице‑премьера Ольги Голодец 12 марта отраслевые регуляторы и лоббисты, наконец, пришли к консенсусу по пакету взаимосвязанных поправок в ФЗ‑61 «Об обращении лекарственных средств» и в Налоговый кодекс. Споры вокруг законотворческой инициативы Минздрава не утихали с осени 2012 года, а вовлеченными в них, помимо инициатора и участников рынка, оказались Росздравнадзор, Минэкономразвития, Минпромторг и ФАС. В последнем ведомстве итоги встречи у Голодец рассматривают как свою безоговорочную победу над оппонентами. Если поправки беспрепятственно пройдут думский фильтр, еще одним победителем можно будет назвать Росздравнадзор: он получит назад отнятые в 2010 году в пользу Минпромторга функции контроля производства лекарств.
Появление третейского судьи в лице Ольги Голодец говорит о том, что добровольно поступиться позицией не была готова ни одна из сторон. За полтора года были представлены семь версий поправок в закон «Об обращении ЛС» и Налоговый кодекс. Порции изменений в базовый отраслевой закон регулярно вносились в правительство, но неизменно отклонялись. Первоначальная же законотворческая инициатива принадлежала Минздраву. С осени 2012 году министерство, вяло реагируя на замечания отраслевого сообщества, вело оживленную дискуссию о сути законопроекта с другими заинтересованными регуляторами. Главным образом – с Минэкомразвития и ФАС. В начале февраля лоббисты опять громко жаловались на то, что в Минздраве под разными предлогами избегают дискуссии о сути поправок и пытаются провести в правительство собственную версию документа без учета критических замечаний. «Зачем Минздрав декларирует максимальную открытость, если не принимает во внимание мнение отраслевой общественности?» – сетовал, например, исполнительный директор AIPM Владимир Шипков.
Участники встречи 12 марта рассказывают, что на совещание в правительство, помимо представителей основного фигуранта затянувшегося спора министра здравоохранения Вероники Скворцовой, замминистра Игоря Каграманяна, директора Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Минздрава РФ Елены Максимкиной, позвали заместителя министра промышленности Сергея Цыба, врио руководителя Росздравнадзора Михаила Мурашко, начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, спикеров отраслевых ассоциаций и руководителей нескольких крупных производственных фармкомпаний.
Консенсус был необходим по трем основным вопросам: интерпретация торговых аспектов прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), правоприменение режима data exclusivity, квотирование численности пациентов, которые могут участвовать в пострегистрационных наблюдательных клинических исследованиях лекарств, используемых при орфанных заболеваниях, а также возвращение Росздравнадзору функций по контролю за производством лекарственных средств.
Более полутора лет в ФАС говорили о несоответствии действующей редакции ст. 18 ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» положениям соглашения по ТРИПС. Согласно этому документу ВОЗ, защите подлежат только данные о новых химических веществах, тогда как действующая ст. 18 федерального закона №61 распространяет запрет на разглашение без соответствующего согласия заявителя любой информации о данных доклинических и клинических испытаний препарата в течение шести лет с момента его регистрации. Компромисс, невзирая на все усилия представителей зарубежных фармкомпаний, отстаивающих главенство международных стандартов о тотальной «шестилетней неприкосновенности» формулы ЛС, был найден. Схему соглашения VM пересказал участвовавший в прениях гендиректор АРФП Виктор Дмитриев: «Было предложено согласовать для препаратов химического синтеза алгоритм – четыре года data exclusivity [неразглашение данных испытаний препарата. – VM] плюс два года market exclusivity [в течение которых дженериковая компания может готовить препарат к выводу на рынок, проходя процедуру регистрации. – VM]. А для биоаналогов – формулу «три плюс три».
Эту компромиссную позицию, как отмечали участники встречи с вице-премьером, не поддерживает Минэкономразвития. Но представителей Минэка на совещании не оказалось, и поправка фильтр Голодец прошла.
Настояла антимонопольная служба и еще на одной «новелле» – возвращении Минпромторгом административных функций по контролю производства ЛС Росздравнадзору.
Минздрав под надзором вице-премьера согласился и с предложением ФАС по ограничению количества пациентов, которые могут быть включены в пострегистрационные наблюдательные (неинтервенционные) КИ. ФАС давно пыталась убедить оппонентов в том, что эта мера способна защитить пациентов от навязывания им лекарственного «дорогостоя» и ограничить нелегитимные маркетинговые усилия фармкомпаний.
Правда, для окончательного решения проблем пострегистрационных КИ, замечает Виктор Дмитриев, следует учесть еще целый ряд юридических нюансов, над которыми заинтересованным ведомствам было предложено поработать.
Еще по одному спорному пункту – принципам определения взаимозаменяемости ЛС и самого термина «взаимозаменяемый препарат» – консенсус был достигнут еще в январе. «Терминологию с Минздравом мы согласовали еще полтора месяца назад», – говорит Дмитриев. И добавляет, что нынешние разногласия касались лишь сроков введения термина в законодательное поле и отраслевую практику.
В Минздраве об итогах совещания не распространяются. Представители ФАС, добившейся промежуточного, но все же весомого результата, предпочитают говорить о сути законотворческих новаций, но не об административных победах.