27 Июля 2024 Суббота

61-й нескорый
Ольга Макаркина
17 марта 2014, 14:58
6361

ФАС запрыгнула в сложносочиненный закон всем составом поправок

На совещании у вице‑премьера Ольги Голодец 12 марта отраслевые регуляторы и лоббисты, наконец, при­шли к консенсусу по пакету взаимосвязанных поправок в ФЗ‑61 «Об обращении лекарственных средств» и в Налоговый кодекс. Споры вокруг законотворческой инициативы Минздрава не утихали с осени 2012 года, а вовлеченными в них, помимо инициатора и участников рынка, оказались Росздравнадзор, Минэкономраз­вития, Минпромторг и ФАС. В последнем ведомстве итоги встречи у Голодец рассматривают как свою без­оговорочную победу над оппонентами. Если поправки беспрепятственно пройдут думский фильтр, еще одним победителем можно будет назвать Росздравнадзор: он получит назад отнятые в 2010 году в пользу Минпромторга функции контроля производства лекарств.

Появление третейского судьи в лице Ольги Голодец говорит о том, что добровольно посту­питься позицией не была готова ни одна из сторон. За полтора года были представлены семь версий поправок в закон «Об обращении ЛС» и Налоговый кодекс. Порции изменений в базовый отраслевой закон регулярно вносились в правительство, но неизменно отклонялись. Первоначальная же законотворческая инициатива принадлежала Минздраву. С осе­ни 2012 году министерство, вяло реагируя на замечания отраслево­го сообщества, вело оживленную дискуссию о сути законопроекта с другими заинтересованными регуляторами. Главным обра­зом – с Минэкомразвития и ФАС. В начале февраля лоббисты опять громко жаловались на то, что в Минздраве под разными пред­логами избегают дискуссии о сути поправок и пытаются провести в правительство собственную вер­сию документа без учета крити­ческих замечаний. «Зачем Минз­драв декларирует максимальную открытость, если не принимает во внимание мнение отрасле­вой общественности?» – сето­вал, например, исполнительный директор AIPM Владимир Шипков.

Участники встречи 12 марта рассказывают, что на совещание в правительство, помимо представителей основного фигуранта затянувшегося спора министра здравоохранения Вероники Сквор­цовой, замминистра Игоря Кагра­маняна, директора Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Минздрава РФ Елены Максимки­ной, позвали заместителя министра промышленности Сергея Цыба, врио руководителя Росздравнадзо­ра Михаила Мурашко, начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, спикеров отрасле­вых ассоциаций и руководителей нескольких крупных производ­ственных фармкомпаний.

Консенсус был необходим по трем основным вопросам: интерпре­тация торговых аспектов прав интеллектуальной собственно­сти (ТРИПС), правоприменение режима data exclusivity, квотирование численности пациен­тов, которые могут участвовать в пострегистрационных наблюда­тельных клинических исследова­ниях лекарств, используемых при орфанных заболеваниях, а также возвращение Росздравнадзору функций по контролю за произ­водством лекарственных средств.

Более полутора лет в ФАС говори­ли о несоответствии действующей редакции ст. 18 ФЗ-61 «Об обраще­нии лекарственных средств» поло­жениям соглашения по ТРИПС. Согласно этому документу ВОЗ, защите подлежат только данные о новых химических веществах, тогда как действующая ст. 18 федерального закона №61 распро­страняет запрет на разглашение без соответствующего согласия заявителя любой информации о данных доклинических и кли­нических испытаний препарата в течение шести лет с момента его регистрации. Компромисс, невзи­рая на все усилия представите­лей зарубежных фармкомпаний, отстаивающих главенство между­народных стандартов о тотальной «шестилетней неприкосновенно­сти» формулы ЛС, был найден. Схему соглашения VM пересказал участвовавший в прениях генди­ректор АРФП Виктор Дмитриев: «Было предложено согласовать для препаратов химического син­теза алгоритм – четыре года data exclusivity [неразглашение данных испытаний препарата. – VM] плюс два года market exclusivity [в течение которых дженериковая компания может готовить препарат к выводу на рынок, проходя процедуру реги­страции. – VM]. А для биоанало­гов – формулу «три плюс три».

Эту компромиссную позицию, как отмечали участники встречи с вице-премьером, не поддерживает Минэкономразвития. Но представителей Минэка на совещании не оказалось, и поправка фильтр Голодец про­шла.

Настояла антимонопольная служба и еще на одной «новелле» – возвра­щении Минпромторгом админи­стративных функций по контролю производства ЛС Росздравнадзору.

Минздрав под надзором вице-пре­мьера согласился и с предложением ФАС по ограничению количества пациентов, которые могут быть включены в пострегистрационные наблюдательные (неинтервенци­онные) КИ. ФАС давно пыталась убедить оппонентов в том, что эта мера способна защитить пациентов от навязывания им лекарствен­ного «дорогостоя» и ограничить нелегитимные маркетинговые уси­лия фармкомпаний.

Правда, для окончательного решения проблем пострегистра­ционных КИ, замечает Виктор Дмитриев, следует учесть еще целый ряд юридических нюансов, над которыми заинтересованным ведомствам было предложено поработать.

Еще по одному спорному пункту – принципам определения взаимо­заменяемости ЛС и самого термина «взаимозаменяемый препарат» – консенсус был достигнут еще в январе. «Терминологию с Минз­дравом мы согласовали еще полто­ра месяца назад», – говорит Дми­триев. И добавляет, что нынешние разногласия касались лишь сроков введения термина в законодатель­ное поле и отраслевую практику.

В Минздраве об итогах сове­щания не распространяются. Представители ФАС, добившейся промежуточного, но все же весо­мого результата, предпочитают говорить о сути законотворческих новаций, но не об административ­ных победах.

фз-61, голодец

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении