Выросшая из стоматологии сеть многопрофильных клиник «Семейная» до сегодняшнего дня не попадала ни в один отраслевой рейтинг – скорее всего, потому, что исследователи рынка медуслуг не могли обнаружить взаимосвязи предприятий холдинга, а их консолидированных финансовых показателей в открытых источниках никогда не существовало. Аналитический центр Vademecum не только вычислил этого оператора, но и смог приблизительно оценить обороты сети, состоящей из 9 поликлиник, 12 стоматологий «Дента‑Эль» и одного хирургического центра: в 2015 году выручка компании превысила 2 млрд рублей. О том, насколько справедливы оказались наши предположения, мы спросили основателя холдинга Константина Симкина.
«Я ДУМАЛ, ВРАЧА ВЫБИРАЮТ ПО РЕКОМЕНДАЦИИ»
– Первую стоматологическую клинику вы открыли еще в конце 90-х. Вы как-то были связаны с этой сферой?
– В медицинский бизнес, как и многие, попал случайно. Зубами никогда не страдал, но «восьмерка» периодически обострялась, давила на седьмой зуб. И вот я обратился к одному товарищу, спросил, где он лечит зубы. Оказалось, что наш с ним одноклассник Дмитрий – стоматолог. Я поехал к нему. С зубом разобрались, решили встретиться и пообщаться – не виделись много лет. А потом он предложил мне вложиться в стоматологическую клинику. У меня эта идея вызывала, конечно, сомнения. Я думал, что врача или клинику выбирают по рекомендации, а не по рекламе. Но все-таки согласился, привлек партнеров. Управлять этим бизнесом никто из нас не собирался, нам тогда было чем заняться.
– А чем вы тогда занимались?
– Таможенной очисткой – обеспечивали ввоз импортных товаров в страну, сейчас это называется «таможенный брокеридж». От медицины были очень далеки, но согласились стать инвесторами. У нас было помещение на улице Академика Королева, там и решили клинику открыть. Купили три корейские стоматологические установки в каком-то бомбоубежище в Солнцево. Они, конечно, кондовые были с виду, но сильно отличались от советских и долго нам прослужили. В общей сложности вложили в этот проект примерно $30 тысяч, деньги по тем временам приличные. Надо признать, мы тогда знать не знали ни про лицензии, ни про какие-либо требования – первый опыт. Пока к нам не забрела тетенька из СЭС и не спросила: «А где у вас лицензия, ребята?» Помогла, сориентировала, где и как ее получить. Клиника начала приносить деньги, хоть и расположена была странно – не в проходном совсем месте, во дворе. Потом открыли вторую клинику, на Полежаевской. Это был другой формат – соседство с метро, высокий трафик, и там она разрослась достаточно быстро. Клиника быстро загрузилась, и мы стали расширяться. Когда открыли четвертую или пятую клинику, Дмитрий вышел из бизнеса.
– Почему?
– Его начали напрягать объемы. Я хотел развивать сеть, а ему интереснее было делать авторский проект. И он его сделал – сначала это была стоматология, которая затем выросла в поликлинику. Мне же пришлось брать все в свои руки, что в мои планы совсем не входило. Формат работы был выбран следующий: относительно дешевая ортопедия и дорогая терапия. Люди шли на протезирование очень хорошо. В ортопедии важнее всего выбор конструкции, качество обточки и снятие слепка. Как оказалось, у нас в стране не так много ортопедов, которые могут качественно снять слепок. Казалось бы, такая простая штука, но нет. Мы сделали упор на контроле качества работы врачей и даже открыли зуботехническую лабораторию. Намучились с ней: с одной стороны, это медицина, а с другой – чистое производство. Зато сегодня мы на 60% работаем на внешних заказчиков, и лаборатория наша – одна из крупнейших в стране: 50 рабочих мест в смену.
– Что побудило вас обратиться к поликлиническому формату? Как и когда появилась первая клиника «Семейная»?
– В 1998 году, но первая клиника была неполноценной: там вели прием гинеколог, уролог, терапевт, офтальмолог, была УЗИ-диагностика. Просто мы тогда купили у города объект на Сходненской, по площади он был больше, чем требовалось для стоматологии. Вот и попытались совместить ее с другими популярными профилями. Вроде и направления были востребованными, но проект получился дохленьким. Пациенты тогда не готовы были платить терапевтам, да и мы не понимали, как зарабатывать в общей медицине, из чего складывается стоимость услуги. Это в стоматологии все четко. Ну что делать, пошли смотреть на рынок. А на рынке были только ЦЭЛТ и ОАО «Медицина», да перинатальный центр на Севастопольской.
– Изучение конъюнктуры помогло?
– По крайней мере стало понятно, что поликлиника должна быть рассчитана как на взрослых пациентов, так и на детей. Педиатрия – это в принципе безрисковый проект. Через детей мы получаем доступ к родителям, бабушкам и дедушкам, а сама по себе она ничего не стоит. Нужны врач, кабинет и кушетка, а оборудование, если что, можно использовать и взрослое. Этот формат в итоге сложился, стали расширяться в амбулаторном сегменте, а несколько лет назад я понял, что нам нужен стационар.
«СТАЦИОНАР – ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНИТЬ ПАЦИЕНТОВ»
– Зачем? Амбулатории – это ритейл, вложения, в отличие от инвестиций в стационар, быстро окупаются. У вас были лишние деньги?
– Я понял, что стационар – это возможность привлечь к сотрудничеству врачей принципиально другого уровня. Например, оперирующий гинеколог всегда интереснее, чем амбулаторный. Ведение беременности – хорошая штука: за клиникой закреплены мама, ребенок и так далее, но мы все-таки не «Мать и дитя», у нас объем таких услуг скромный. А потоки пациентов условно гинекологических – колоссальные. В каждой нашей состоявшейся клинике работают порядка пяти гинекологов, и у каждого загрузка не менее 75%. Но все равно, когда у них появилась возможность оперировать, все изменилось. До этого врачи выявляли заболевания и либо сами оперировали пациентов на базе городской больницы, либо направляли к кому-то. Это не очень удачная история, с какой стороны ни посмотри. Со стационаром у врачей появилась возможность оперировать на собственной базе, а у нас – возможность сохранить пациентов и повысить собственный статус. Понятно, что быстрого экономического эффекта от стационара ждать не приходится.
– Сколько вложили в этот проект?
– Около 150 млн рублей. Основная часть инвестиций – в оборудование. А еще пришлось здание – объект культурного наследия – реконструировать и реставрировать, нужно было сохранить лестницу и художественные композиции на потолке в двух залах. Долго не могли найти проектировщика, в итоге я сам, взяв нормы и требования, все и спроектировал. Я же строитель по образованию, так что для меня это оказалось не так трудно. Получилась небольшая, в 2 тысячи кв. м, клиника, организованная по европейской модели, когда палаты на первом этаже, а все операционные процессы – на втором. Хирургам и пациентам нравится.
– А как в клинику семейного профиля вписалась пластическая хирургия?
– Честно говоря, я вообще не хотел в этот сегмент идти. Этот рынок сформирован уже давно, и конкуренция на нем довольно высокая. Есть врачи и клиники, которые прокачивают через себя существенные объемы операций. Да и формат у нас, действительно, не совсем подходящий. Просто на том этапе, когда мы формировали стационар, жизнь свела меня с академиком Николаем Милановым. Мы как-то быстро с ним сошлись – буквально за две встречи. И под него этот формат готовили. С таким знаменем, как Николай Олегович, мы легко могли на рынок заходить, потому что он – личность известная, глава всех возможных профильных обществ, да еще и главный пластический хирург страны. Он тогда как раз уходил из РНЦХ и потому искал клиническую базу. В 2014 году, когда мы, наконец, открыли клинику, он, к сожалению, ушел из жизни. С нами осталась его команда, которую возглавляет Дмитрий Мельников. Первые два года было непросто, но сейчас вложенные силы и средства принесли результат: по оценке вашего аналитического центра, мы в пятерке крупнейших клиник по этому профилю.
«НИКТО НЕ БУДЕТ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ДМС В КРИЗИС»
– Какие направления доминируют в обороте стационара сегодня?
– Травматология и ортопедия – на них приходится 21% операций, за ними следуют гинекология, онкология и гастро-абдоминальная хирургия, пластическая хирургия и так далее. Серьезно думаем о развитии урологии. Уже нашли врача – лидера направления, это известный на рынке доктор, пока не могу назвать его имя. В следующем году планируем поучаствовать в реализации программы госгарантий по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи – заявили для стационара объемы на 70 млн рублей, но сколько дадут – неизвестно.
– Как активно вы работаете в ДМС?
– Договоры у нас есть со всеми ведущими страховыми компаниями. Примерно 18% от общего пациентского потока составляют застрахованные по ДМС в «Семейной» клинике и 44% – в «Дента-Эль». Мы выстроили свою работу так, что страховые компании довольны, насколько они могут быть довольны в принципе. Страховщики сейчас находятся в трудных условиях и стремятся сократить расходы, это можно понять.
– То есть в их чек вы укладываетесь? Сегодня московские частные операторы говорят, что все чаще концентрируются на работе с физлицами и уходят от ДМС.
– Рентабельность в ДМС – это просто вопрос контроля врачей, ресурсы для оптимизации расходов еще есть. И структура ДМС-пациентов, и наполнение программ разные. Зато всегда можно спрогнозировать выручку, плюс это дополнительная реклама и рекомендации. Если клиники говорят, что уходят от ДМС, не верьте. Скорее всего, это не они от ДМС уходят, а ДМС уходит от них. Никто не будет этого делать, тем более в кризис. Это какие-никакие, да деньги.
– Какие изменения произошли на столичном рынке медуслуг за 2015-2016 годы?
– Пока глобальных изменений не видно, никто с рынка не ушел и новых игроков тоже нет. Могу отметить, что в начале 2015 года мы наблюдали замедление роста, но с конца прошлого года и до настоящего момента мы наблюдаем устойчивый рост по всем основным финансово-экономическим показателям. Люди не готовы отказаться от качественных медицинских услуг, и поэтому на фоне снижения доступности медицинской помощи в рамках ОМС многие граждане вынуждены перераспределить свои расходы в пользу коммерческих медицинских организаций. Кроме того, благодаря экономической ситуации возросла доступность объектов недвижимости как с точки зрения аренды, так и покупки.
– Кстати, о недвижимости. Что у вас за тяжбы в арбитраже с Департаментом имущества Москвы?
– По аренде и выкупу помещений мы с городом работаем давно. Но то, что происходит в последнее время, не поддается никакой логике. В Департаменте имущества правая рука не знает, что делает левая. Из-за этого недавно мы чуть не потеряли один из наших объектов. Ситуация такая: идет процесс выкупа объекта, мы находимся с департаментом в активной переписке, уже на 90% все согласовали. Тем временем в другой части департамента кто-то решает, что у нас есть задолженность по аренде, и подает в суд иск о расторжении договора. Таких случаев было много, и не только у нас. В Ассоциации частных клиник Москвы многие с этим сталкиваются. Зачем вообще выкупать помещения? Чтобы не иметь дел с департаментом и не рисковать объектами, в которые вложено столько сил и средств. А суды нынешние связаны с тем, что мы не можем договориться о цене выкупаемых площадей. Но у нас решительные планы – выкупить все наши объекты у города.
«ЕСТЬ ПРИМЕРЫ НА РЫНКЕ, КОГДА КЛИНИКИ ОЦЕНИВАЛИСЬ И В 17 EBITDA»
– «Семейная» – московская сеть. Как в ней появился рязанский филиал?
– Нас туда пригласили местные предприниматели, у них был объект и нужны были профильные партнеры. А мы как раз хотели развиваться. Плюс в Рязани есть медицинский вуз, значит, доступ к кадрам. Многопрофильных клиник там не было, поэтому бизнес стал очень быстро развиваться, несмотря на то что цены на наши услуги самые высокие в городе (притом что они в два-три раза ниже, чем в Москве). Такая динамика в столице была только в «нулевые» годы. Рязанская клиника ко всему прочему дает некоторый поток пациентов для стационара.
– Планируете продолжить экспансию в регионы?
– Да, хотя в регионах, конечно, специфика выхода на рынок и ведения бизнеса сильно отличается от московской. Нас интересуют разные регионы, например, Нижний Новгород. Также есть интерес к Северному Кавказу. Мы готовы инвестировать сами, но рассматриваем и возможность работы с местными партнерами.
– Кстати, о выручке – какая она у холдинга «Семейная» + «Дента-Эль»?
– Мы не раскрываем этот показатель, мы непубличная компания.
– У нас есть информация, что совокупный оборот ваших клиник в 2015 году – около 2 млрд рублей.
– Ну, хорошо, пусть это будет ваше предположение.
– Новых инвесторов намереваетесь привлекать?
– Да, разговоры о частичной продаже компании были, но 2014 год нам помешал. Мы не против, но все зависит от предложения. Даже сейчас у нас идет переговорный процесс, но к полной продаже компании мы не готовы.
– Как, на ваш взгляд, в нынешних условиях оценивается медицинский бизнес в России? Есть мнение, что адекватный мультипликатор – от двух до четырех EBITDA.
– Есть примеры на рынке, когда клиники оценивались и в 17 EBITDA. Тут важно, что продается и в какой момент времени. Сейчас многие «продаются», но что из этого выйдет на этом рынке – еще вопрос. Вы знаете, я недавно обсуждал этот момент с коллегами-израильтянами, так вот они считают, что вне зависимости от места расположения и размеров актива максимальная оценка в нашей отрасли – 7 EBITDA. Хотя я думаю, что 10, но с учетом текущей экономической ситуации важность мультипликатора уже не имеет решающего значения.