Принятый после долгих споров в июне 2016 года федеральный закон №180 «О биомедицинских клеточных продуктах» получился рамочным и в полную силу до сих пор не заработал: не хватает еще как минимум 15 подзаконных актов. Попытки очистить с его помощью индустрию от небезопасных и несовершенных клеточных технологий не увенчались успехом, а, наоборот, отбросили на стадию клинических исследований более 20 вполне готовых к практическому применению разработок.
Основатель клиники «НейроВита», работающей на территории НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, – о секретах, парадоксах и фантастических успехах использования стволовых клеток в российской и мировой медицине
Глава Центра клеточных технологий НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова - о том, как клеточные продукты делают доступной иммунотерапию онкологических заболеваний
Несмотря на очевидную перспективность клеточных технологий для медицины, в мире насчитывается пара десятков официально одобренных методов клеточной терапии. Аналитики сильно расходятся в оценке рынка и потенциальной прибыльности этого направления. Крупные международные фармкомпании не спешат финансировать исследования в сфере регенеративной медицины: расходы на исследования огромны, а результаты непредсказуемы. Предпочитаемый путь – покупка прав на те препараты и методики, которые уже показали обнадеживающий результат.
Минздрав временно, до 30 апреля 2019 года, разрешит ввоз конкретных партий незарегистрированных БМКП для проведения доклинических, клинических исследований и регистрационных процедур, а также для лечения конкретных нуждающихся пациентов.