В начале 2016 года глава Росздравнадзора Михаил Мурашко предупредил: служба начинает тщательно мониторить косметологическую отрасль. Намерение быстро стало практикой – как свидетельствуют опрошенные Vademecum участники рынка, инспекторы Росздравнадзора действительно «стали придирчивее», а некоторые инъекционные продукты, прежде обращавшиеся на рынке нелегально, получили регудостоверения как препараты и медизделия. Заместитель руководителя Росздравнадзора Дмитрий Павлюков рассказал Vademecum, как на косметологический рынок повлиял кризис, где ведомству для пресечения нарушений хватало собственных полномочий, а когда оно подключало к своим расследованиям правоохранительные органы.
Перейти«Пациенты, не задумываясь, идут за инъекциями к парикмахеру»
Первым в ряду негативных последствий экономического кризиса эксперты индустрии красоты упоминают оживление недобросовестных операторов, продающих, покупающих и использующих контрафактную, фальсифицированную и не зарегистрированную в России продукцию. Конечные потребители, все чаще выбирая клиники класса «жесткий эконом» или эстетиков‑надомников, невольно потворствуют происходящему. В целом доля «серого» сегмента в отрасли, говорят участники рынка, в ушедшем году могла вырасти до 20–30% от объема всей инъекционной косметологии.
ПерейтиПочему пошел в рост «серый» рынок косметологических инъекций
По оценке Аналитического центра Vademecum, более 50% объема рынка косметологических инъекционных услуг в 2016 году пришлось на ботулотоксины, филлеры и нити. Доля таких процедур, уверены эксперты, будет только расти. В кризис потребители начали сокращать расходы на омоложение кожи, то есть на биоревитализацию и мезотерапию, но пока не отказались от манипуляций, дающих видимый эффект, – контурной пластики, ботулинотерапии и нитевого лифтинга. Правда, и здесь клиенты косметологов стараются экономить, предпочитая признанным европейским брендам более демократичные азиатские продукты.
ПерейтиНа чем не экономят клиенты косметологов
«Косметология как футбол – вся страна играет, и все думают, что в этом разбираются», – сетовал как то в разговоре с корреспондентом Vademecum топ-менеджер профильной дистрибьюторской компании. Метафора банальная, но вполне уместная: в России более 44 млн женщин – потенциальных потребителей косметологических услуг, и на постоянно растущий спрос откликаются все кому не лень – от действительно грамотных сертифицированных врачей до вовсе не имеющих медицинского образования «эстетистов». По тем же причинам оценить объем этого сегмента индустрии медуслуг до сих пор не представлялось возможным: работу исследователей осложняла непрозрачность рынка – необозримый сектор надомных процедур, засилье контрафакта и откровенных подделок. Аналитический центр Vademecum выбрал самый оживленный перекресток эстетической медицины – косметологические инъекции – и потратил почти год на его изучение. Наше исследование показало, что эта, казалось бы, узкая ниша выросла в мощную отрасль: количество оказанных в России профильных услуг в 2016 году превысило 12 млн манипуляций, а совокупные затраты пациентов на «уколы красоты» преодолели отметку в 100 млрд рублей.
Перейти