ФФОМС опубликовал несколько связанных между собой проектов нормативных актов 19 сентября. Кроме самого бюджета, представлены поправки в Методику распределения субвенций из бюджета фонда (она утверждена Правительством РФ), Правила оказания медпомощи по ОМС на новых территориях и изменения в №326-ФЗ «Об ОМС», касающиеся пролонгации выплат врачам за онконастороженность. Все проекты должны в скором времени попасть в Госдуму РФ.
Основные параметры
Общий объем бюджета фонда в 2024 году, как и в предыдущие несколько лет, вырастет. Расходы запланированы в размере 3,898 трлн рублей (3,219 трлн рублей в 2023 году). Регионы из этой суммы получат 3,12 трлн рублей (против плановых 2,746 трлн рублей в текущем году). Федеральным клиникам на медпомощь базовой программы отправят 213,7 млрд рублей (против 163,6 млрд рублей), 129,3 млрд рублей (против 117,5 млрд рублей) – на ВМП вне базовой программы ОМС (ВМП-II) и 3,5 млрд рублей (против 2,637 млрд рублей) – на ВМП третьего «эксклюзивного» перечня.
В 2024 году фонд запланировал рост дефицита до 147 млрд рублей (против 83,9 млрд рублей в 2023-м и профицита 122,3 млрд рублей в 2022-м), тенденцию глава ведомства Илья Баланин обозначил еще в середине года.
Никак не проиндексированы средства на реализацию проекта «Борьба с онкозаболеваниями» – как и в предыдущие два года, в 2024 году лимит составит 140 млрд рублей. Впервые в проекте появились новые регионы, на медпомощь жителям которых закладывается 51,8 млрд рублей (из них 422,8 млн рублей на ВМП-II). Частные клиники получат на оказание ВМП-II меньше: вместо 2,7 млрд рублей, исходя из динамики освоения средств, в 2024-м заложено только 2 млрд рублей.
С другой стороны, не сократились бюджетные вливания в модернизацию ГИС ОМС – они сохранены на уровне 3,2 млрд рублей.
Субвенция ОМС для регионов
Хотя проект бюджета еще может корректироваться, уже известно, что всем регионам поднимут размер финансирования по ОМС. Это связано в том числе с внедрением нового параметра в расчетах – коэффициента доступности медпомощи. По данным Росстата, этот показатель зависит от соотношения плотности населения субъекта к плотности населения в целом по РФ. Если коэффициент меньше 1,01 (то есть плотность выше), сумма субвенции не меняется, а если коэффициент составляет более 1,05, размер увеличивается в 1,05 раза.
ФФОМС уверен, что теперь получится обеспечить финансирование субъектов «более равномерно» «с учетом распределения населения».
Расчеты ФФОМС с учетом новой формулы дадут некоторым субъектам ощутимый рост субвенции. Например, на 21,2%, относительно плановых значений 2023-го, станет больше финансирование в ЯНАО, более чем на 18% – в Красноярском, Камчатском, Хабаровском крае и Республике Тыва, более 15% – в ХМАО, республиках Саха (Якутия) и Коми, Иркутской и Тюменской областях. Наименьший рост показали Республика Ингушетия, Ленинградская, Новгородская, Смоленская, Курганская области и Республика Мордовия.
На корректировке формулы расчета субвенций регионам не раз настаивала Счетная палата РФ, однако изменений, принципиально меняющих размер субсидий, не вносилось. В 2022-2023 годах Правительство России увеличило размер траншей для пяти регионов с наиболее сложными климатическими и географическими условиями. В 2021 году в формулу добавился коэффициент корректировки по доле участия в терпрограмме федеральных клиник из-за перевода федклиник на одноканальное финансирование.