Необходимую защиту, по сведениям СП, в 2021 году должна была иметь тестовая передача данных в модуль ГИС ОМС «Реестр медицинской помощи», который на тот момент не был завершен. Из-за того что могли быть дискредитированы данные застрахованных, СП вынесла ФФОМС представление.
Среди других нарушений, на которые обратили внимание аудиторы, – оплата медпомощи федеральным медцентрам без проведения медико-экономического контроля, а также несоблюдение порядка ведения единого реестра экспертов качества медпомощи. Материалы проверок о нарушениях алгоритма оплаты медпомощи были направлены в Генпрокуратуру «для принятия мер прокурорского реагирования».
В очередной раз специалисты Счетной палаты выявили неэффективность организации финансирования системы ОМС, из-за чего терпрограммы ОМС регионов оказываются дефицитными.
В отчете о работе за 2022 год отражены уже известные претензии СП к низким темпам построения ЕГИСЗ, также отмечено недостижение целей госпрограммы «Развитие здравоохранения» в 2021 году из-за пандемии COVID-19, а именно – роста средней продолжительной жизни (план – 71,69 года, факт – 70,06 года) и снижения уровня смертности (план – 14,2 человека, факт – 16,7 человека на тысячу населения).
В 2022 году Счетная палата, тоже не впервые, отправила в Правительство России предложение снять с регионов обязанность уплаты взносов за ОМС некоторых категорий неработающего населения. В целом система сборов взносов на обязательное медицинское страхование несовершенна, что ведет к недофинансированию и «создает предпосылки» к снижению доступности медпомощи, добавляют в СП.
В сегменте лекобеспечения Счетная палата выяснила, что на январь 2022 года невостребованными оказались препараты с истекшим сроком годности на общую сумму 4,7 млрд рублей. На это могло повлиять наличие остатков по программе «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», а также сформированные запасы лекарств против COVID-19.