Указанные случаи лечения за 2021 год, как заметили авторы отчета, являются повторным оказанием стационарной медпомощи пациенту по поводу одного и того же заболевания в течение 30 дней, что попадает под контроль согласно федеральному Порядку проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС.
Таких случаев лечения в части высокотехнологичной медпомощи зафиксировано 27,2 тысячи на 4,6 млрд рублей, по спецмедпомощи – 201,6 тысячи случаев на 18,3 млрд рублей, отдельно по случаям лечения COVID-19 – 945 случаев на 174,7 млн рублей.
В СП отдельно описали несколько случаев, которые потенциально могли содержать нарушение порядков оплаты медпомощи за счет ОМС, но не попали под анализ ФФОМС.
В 60 случаях пациенты числились одновременно в двух стационарах. К примеру, в октябре 2021 года одному и тому же пациенту «одновременно» оказывали медпомощь в Сибирском ГМУ по профилю «инфекционные болезни» и Сибирском ФНКЦ ФМБА по профилю «терапия», еще один пациент, согласно счетам за оказанную медпомощь, находился в сентябре в одно и то же время на стационарном онкологическом лечении в Сеченовском университете и НМИЦ радиологии.
Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, в свою очередь, госпитализировал пациента дважды по одному и тому же диагнозу в течение четырех дней, каждый раз застрахованный выписывался с формулировкой «улучшение».
В 13,5 тысячи случаев оказания стационарной медпомощи на 1,7 млрд рублей 900 человек были госпитализированы более десяти раз в одно и то же федеральное учреждение с одним и тем же диагнозом (иногда и в пределах полугодия). Повторные обращения фиксировались и по профилям «дерматология», «гастроэнтерология» и «офтальмология».
Кроме того, Счетная палата заподозрила, что ряд зафиксированных проверок на самом деле не проводились. Например, один из экспертов за два рабочих дня в декабре 2021 года провел 188 экспертиз медицинской помощи по летальным случаям, притом что лимит на проведение одной экспертизы приказом ФФОМС №110 от 9 ноября 2021 года ограничен 2,5 часа. Помимо этого, в декабре 2021 года проведено 11 экспертиз по летальным случаям детей в возрасте до 1 года, однако в ГИС ОМС данных об этих проверках нет.
Из общего числа жалоб, поступивших от пациентов в ФФОМС, 15 были рассмотрены только по прошествии 60 дней, хотя должны решаться в течение 30 дней.
На неактивное участие Федерального фонда в экспертизе счетов федцентров Счетная палата указывала и в течение 2021 года. Например, по состоянию на сентябрь фонд не провел ни одной проверки сроков, качества и условий оказания медпомощи, хотя был наделен такими полномочиями с 1 января. Аудиторы отмечали, что создаются риски несвоевременного получения медпомощи и снижения ее качества в медцентрах федерального подчинения.
На страховую деятельность фонда в 2021 году было выделено дополнительно 65,7 млн рублей за счет расширения его штата на 50 единиц, хотя, как выяснили в СП, на 1 сентября на работу дополнительно было принято только 12 человек. Пополнился ли штат к концу 2021 года, не уточняется. Необходимые медико-экономические экспертизы и экспертизы качества медпомощи, заверили в ФФОМС, будут проведены в 2022 году.