Публично названия клиник, где были выявлены нарушения, озвучены не были. Татьяна Голикова заявила, что перечень таких организаций необходимо передать Минздраву для изучения их деятельности и принятия дальнейших решений.
Также вице-премьер отметила, что в регионах наблюдаются проблемы с предабортным консультированием. По ее словам, в Архангельской области аборты составляют порядка 40% от потенциальных рождений, хотя в 98% случаев проводились специальные консультации, а, например, в Тульской области аборты составляют 10% от общего числа рождений.
Во многих частных клиниках из рейтинга Аналитического центра Vademecum «ТОП200 частных многопрофильных клиник России» по итогам 2020 года существуют программы, направленные на обследование и наблюдение при прерывании беременности, но сама услуга аборта отсутствует (например, по такой схеме работают клиники ГК «Медси»). Девять клиник из первой двадцатки и вовсе не предоставляют такие услуги (среди них – Medswiss, «Медскан», «УГМК-Здоровье» и другие).
В июне 2022 года руководитель департамента организации научной деятельности НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова и главный внештатный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью женщин Наталья Долгушина в ходе Петербургского международного экономического форума отметила, что отсутствие доабортного консультирования в частных клиниках является проблемой, которую необходимо решить. Как считает Долгушина, нужно пересмотреть требования к лицензированию деятельности всех медорганизаций, которые оказывают услуги по акушерству и гинекологии, включая прерывание беременности.
Наталья Долгушина также подчеркнула, что доабортную консультацию нужно проводить среди 100% женщин, но в 2021 году такую услугу получили 91% обратившихся в госмедучреждения, отказались от аборта после этого – 21,4%. Таким образом, указала специалист, удалось сохранить жизнь 44 тысячам детей, в случае если бы доабортная консультация проводилась для 100% беременных, на свет появилось бы 69 тысяч детей.
Законом 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» закреплено право женщины на прерывание беременности, причем до аборта должно пройти не менее 48 часов с момента обращения женщины в медорганизацию («время тишины»).
В последнее время тема абортов все чаще обсуждается на разных уровнях. Например, первый зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая в августе 2022 года выступила с предложением запретить продавать препараты для медикаментозного аборта в онлайн-аптеках. «Считаю необходимым дополнить запрет и распространить его на дистанционную продажу препаратов для медикаментозного аборта. Уже подготовлена соответствующая поправка в законопроект [об онлайн-торговле рецептурными препаратами. – Vademecum], которая будет внесена ко второму чтению», – говорила Буцкая. В утвержденном законе такие препараты в перечень еще не включены, но Минздрав уже подготовил проект тематического нормативного акта.
В конце лета 2022 года группа депутатов также анонсировала разработку законопроекта о запрете абортов, который планируется внести в Госдуму осенью. Проект будет предполагать вывод абортов из системы ОМС по немедицинским показаниям.
В июне Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил, что россияне думают по поводу абортов. Число женщин, которые признались, что прерывали беременность, выросло в три раза с 2016 года и достигло 29% (эксперты считают, что россиянки стали более открыто говорить об этом). Вместе с тем за данный период выросло и число противников абортов: с 4% до 13%. При этом количество человек, которые поддерживают право женщин на самостоятельный выбор в данном вопросе, выросло с 28% в 2016 году до 36% в 2022 году.
Более половины россиян (51%) считают, что государство не должно вмешиваться в такой личный вопрос, как планирование семьи и прерывание беременности. При этом каждый четвертый житель Северо-Кавказского федерального округа считает аборт недопустимой мерой, а 7% отметили, что единолично принимать решение о прерывании или сохранении незапланированной беременности должен мужчина. Большинство жителей Северо-Западного округа (61%) уверены, что государство не должно вмешиваться в вопросы деторождения, а 53% ответили, что женщина имеет право прервать беременность при любых обстоятельствах.