Хайлова, выступая на конгрессе «Национальное здравоохранение – 2022», напомнила, что оплата лекобеспечения онкопациентов идет из трех источников – региональной льготы, федерального бюджета и системы ОМС. Минздрав не видит ограничений на широкое использование регионального бюджета для дофинансирования профильного лечения, однако регионы инструментом не пользуются, постепенно сокращая сегмент территориального бюджета в этой части до 50%, что, на взгляд специалиста, «неправильно».
В НМИЦ обнаружили и другие недостатки организации профильной медпомощи. По данным Жанны Хайловой, регионы недостаточно пользуются телемедициной, хотя механизмы ее финансирования налажены как в федбюджете, так и в ОМС. Также территории неверно планируют расходование средств: нередко в первом полугодии медорганизации наращивают объемы дорогостоящей химиотерапии, что приводит к дефициту средств во второй половине года. Проблемы требуют организационного участия федеральных специалистов и медцентров.
Сотрудники НМИЦ также изучили, почему в курируемых ими регионах не достигаются плановые показатели по охвату диспансерным наблюдением. Выяснилось, что значительная часть пациентов с онкопатологией состоит на учете у врачей смежных специальностей (терапевтов, хирургов), а у тех нет прав отправлять на онкологическое диспансерное наблюдение. Эту проблему можно решить, предоставив таким врачам соответствующий доступ, считает Хайлова.
Главные внештатные специалисты – онкологи субъектов выслали в НМИЦ предложения по совершенствованию оплаты медпомощи. Предлагается (и это обсуждается не первый год) ввести амбулаторный тариф на выдачу лекарств на дом, поскольку пациенты трудоспособного возраста сейчас вынуждены получать их в дневном стационаре и оформлять листки трудоспособности на долгий период. Кроме того, специалисты просят Минздрав РФ продумать механизм оперативного включения в систему ОМС новейших технологий и препаратов из постоянно обновляемых клинических рекомендаций. Конкретные пути решения этих проблем обсуждаемы, сказала Жанна Хайлова.
Объемы медпомощи онкопациентам, оплаченные из ОМС, действительно растут: об этом периодически отчитывается ФФОМС. В 2019–2022 годах, рассказывала заместитель председателя фонда Ольга Царева, объем программы госгарантий в части онкологии с учетом средств профильного федерального проекта вырос с 204 до 317 млрд рублей (в 2020-2021 годах рост 13,5%), растет число оплаченных случаев лечения и кратность курсов химиотерапии на пациента. Доля применения таргетных препаратов в общем объеме лекарственной терапии круглосуточных стационаров выросла в 2021 году до 20% (в 2019 году – 7,2%). Расходы продолжили расти и за первые пять месяцев 2022 года.
Не раз Царева отмечала, что в ряде регионов, как и по стране, растут объемы таргетной терапии, но там нет или почти нет молекулярно-генетических исследований (МГИ) за счет ОМС, которые являются обязательными для назначения дорогостоящих препаратов. В текущем году, отмечала она на форуме «Белые ночи – 2022», ситуация повторяется: девять субъектов не провели ни одного МГИ, хотя подали счета на оплату еще большего объема дорогостоящей лектерапии.