Изменения, говорится в пояснительной записке к законопроекту, разработаны «в целях увеличения объемов финансового обеспечения отдельных расходных обязательств бюджета» ФФОМС на 2021 год. Конкретный объем средств и цели, на которые их направят, определит Правительство РФ на основании предложений Минздрава и фонда.
Согласно отчету ФФОМС об исполнении своего бюджета в 2020 году, остатки средств на конец года составили 68,6 млрд рублей, что на 32,3 млрд рублей больше, чем в 2019-м. Остаток образовался в том числе в связи с экономией на выплатах стимулирующего характера за выявление онкозаболеваний (701 млн рублей), выплате зарплат вновь нанятым работникам (2,7 млрд рублей), а также на изготовлении полисов ОМС (458,5 млн рублей).
Порядок использования остатка средств бюджета ФФОМС частично прописан в 326-ФЗ «Об ОМС». Например, там указано, что не использованные в текущем году средства на ВМП, не погруженную в ОМС, переходят на следующий год и используются на те же цели. В 2014–2017 годах остаток бюджета фонда использовался на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров.
Финансовое обеспечение медпомощи по ОМС в 2021 году должно быть больше, заявляла глава ФФОМС Елена Чернякова в октябре 2020 года, но увеличить утвержденный бюджет фонда не позволяла сложившаяся макроэкономическая ситуация. Расходы фонда в 2021 году составят 2,545 трлн рублей, доходы – 2,533 трлн рублей.
В результате пандемии коронавируса увеличились расходы регионов на оказание медпомощи. Их правительство компенсирует траншами из резервного фонда.
Возникшую нехватку средств восполняют и из внешних источников. Чтобы компенсировать часть затрат на выплаты медработникам, Минфин одобрил займ в $1 млрд у Нового банка развития БРИКС.
При этом дефицит территориальных программ ОМС в 56 регионах достиг в 2020 году 51,3 млрд рублей.