Проект касается правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для государственной регистрации изобретений и их форм, но только для тех веществ, которые не проявляют новых или неизвестных для существующего соединения свойств.Таким образом ведомство намерено ограничить возможности фармкомпаний продлевать патент, выданный на формулу лекарственного препарата.
«Вносимые изменения, касающиеся патентования изобретений, относящихся к лекарственным средствам, позволят избежать «двойного» патентования. Эти изменения соответствуют нормативным актам Евразийского патентного ведомства (ЕАПВ) и обеспечивают единообразие подходов Роспатента и ЕАПВ к оценке патентоспособности изобретений», – сообщил руководитель Роспатента Григорий Ивлиев.
В Минэкономразвития считают, что «вечнозеленый» патент на оригинальные лекарственные средства не позволяет производителям дженериков корректно оценить время выхода на рынок и влечет значительные финансовые издержки. Кроме того, это не способствует повышению доступности препаратов и снижению цен на них.
По той же причине в российской арбитражной практике нередко возникают патентные споры. Например, компания «Натива» не раз являлась участником таких дел, после того как оформила патенты на кристаллические модификации нескольких оригинальных лекарств и на основании этого предлагала свои продукты на торгах до истечения срока их патентной защиты.
В апреле 2019 года Европейский патентный офис (EPO) вынес положительное решение относительно исключительных прав израильской фармкомпании Teva на препарат от рассеянного склероза Копаксон в дозировке 40 мг, патентное ведомство поддержало аргументы оригинатора о том, что лекарство является сложной в воспроизведении молекулой, требующей надежных методов производства. В феврале 2019 года Teva заявила, что регудостоверение на российский дженерик Тимексон 40 было выдано «Биокаду» незаконно.