За отправку документа на доработку проголосовали 9 человек из 13.
Как отмечается в протоколе заседания от 25 декабря, проектом предъявляются избыточные требования к минимальному и максимальному количеству коек при открытии отделений онкологической помощи, что ограничивает доступ как частных, так и государственных клиник к работе по программе госгарантий по этому профилю. Речь идет в первую очередь о требованиях обеспечить 20–50 коек для отделения противоопухолевой лекарственной терапии, не менее пяти коек на одну установку для лучевой терапии, а отделение хирургии, согласно документу, должно иметь фонд в 25–50 коек (оба отделения могут быть организованы только на базе медучреждения с 70 койками онкологического профиля).
Это оценивается экспертами как риск снижения доступности медпомощи. Члены рабочей группы отмечают, что даже в областных госмедучреждениях и федеральных медцентрах нет достаточного коечного фонда. Например, в Московской области из 51 медучреждения требованиям по койкам для отделения радиотерапии соответствуют только три, в Ростовской области – одно из семи, в Пермском крае – ни одно из десяти медучреждений. Увеличение мощностей же приведет к «значительным непредвиденным затратам», притом что до 80% курсов лечения сегодня могут проводиться в амбулаторных условиях и дневном стационаре, подчеркнули участники заседания.
«Требования не имеют ничего общего с качеством, эффективностью и безопасностью оказываемой медпомощи. Столь громоздкие требования к коечным фондам приведут к монополии крупных федеральных медцентров, что не будет отвечать интересам пациентов, понизит доступность онкологической помощи, будет нарушать их права на оказание платных медуслуг и права на выбор врача и медорганизации», – отметил в отзыве общественный омбудсмен в сфере медицины и гендиректор ЕМС Андрей Яновский. Аналогичные тезисы в своем отзыве представил и председатель Национальной ассоциации негосударственных медорганизаций Илья Шилькрот.
Президент ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!» Ирина Боровова также предложила исключить критерий, определяющий коечную мощность, закрепить право пациента на выбор места лечения и «зафиксировать доминирующее положение действующих клинических рекомендаций». В благотворительном фонде AdVita также обратили внимание на «невразумительность» концепции Центра амбулаторной онкопомощи как приоритетной медорганизации при маршрутизации пациента и его лечении. «Цели и задачи данной институции различаются в разных документах и высказываниях различных чиновников, а также в уже существующих практиках. В версии, предложенной порядком, ЦАОПы полностью дублируют функционал дневного стационара онкодиспансера», – говорится в отзыве фонда.
Кроме того, согласно предложенному порядку, пациент не может самостоятельно обратиться за онкологической помощью, минуя обозначенные документом этапы. Это идет вразрез с 323-ФЗ и страховым принципом «деньги следуют за пациентом». Фактически пациент лишается права «распоряжаться собственными средствами из фонда ОМС», отмечается в протоколе.
«Пациент становится заложником ситуации, когда у него есть законное право выбрать врача и медорганизации, но воспользоваться он им не может, потому что регион будет этому препятствовать. Данные ограничения могут повлечь снижение качества оказываемой онкологической медпомощи», – отметил заместитель председателя правления общества «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров.
Ранее представители различных медорганизаций и объединений уже предлагали Минздраву РФ доработать документ, но ведомство отклонило большинство правок по существу. Проект Порядка онкопомощи сразу после опубликования на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов собрал более 1,2 тысячи негативных оценок, замечания к нему подготовили в ФАС и НМП. В середине декабря 2020 года лидер общественного движения «Рак излечим» юрист Ольга Черняк отправила коллективное обращение в Правительство РФ, Генпрокуратуру, Минюст и Минздрав РФ с отзывом на проект Порядка оказания онкопомощи и просьбой не допустить его принятия в текущем виде. Генпрокуратура пообещала проконтролировать, как Минздрав будет рассматривать обращение, отметив особую значимость вопроса.