«6 августа Валентина Чернышова и 21 августа Роман Емашев подали ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве следователю Смирновой Л.В., которая вынесла постановления, утвержденные и. о. руководителя ГСУ СК РФ Колесниковым Д.В. и направленные заместителю генерального прокурора», – рассказал адвокат обвиняемых Игорь Трунов.
В постановлениях сообщается, что обвиняемые полностью признали свою вину и обязались содействовать следователям – назвать соучастников, рассказать об их роли в деле, способах конспирации и других обстоятельствах деятельности по организации торговли несовершеннолетними.
Игорь Трунов уточнил, что в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве и при наличии смягчающих обстоятельств наказание не может превышать половины максимального срока (15 лет) по ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми). При этом, по словам адвоката, Валентина Чернышова и Роман Емашев ранее свою вину не признавали.
Остальные обвиняемые и их защитники также настаивают на том, что компания «Росюрконсалтинг» и ее сотрудники соблюдали российское законодательство по сопровождению разрешенного в России суррогатного материнства. Поэтому остальные пять фигурантов не признают себя виновными и настаивают, что в их действиях нет состава преступления.
Уголовное дело было возбуждено в январе 2020 года по ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) после обнаружения в одной из квартир в Московской области тела новорожденного мальчика. Затем к этому эпизоду добавилась ч. 3 ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми).
Всего в деле восемь фигурантов: эмбриолог Тарас Ашитков, репродуктолог Юлиана Иванова, менеджер Валентина Чернышова, акушер-гинеколог роддома №3 Лилия Панаиоти, юрист Роман Емашев, переводчик Кирилл Анисимов, генеральный директор Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников и гендиректор «Росюрконсалтинга» Константин Свитнев. Почти все они находятся в СИЗО, Свитнев объявлен в международный розыск.
В уголовном деле насчитывается 11 эпизодов с 2014 года. Все они связаны с программами суррогатного материнства по заказу граждан Филиппин. Для экстракорпорального оплодотворения, по версии следствия, применялись донорские ооциты и сперма «неустановленного лица», новорожденные до выезда из страны находились «под присмотром нанятого лица в арендованной квартире», стоимость одной программы составляла от 3,5 млн рублей.
UPD. Басманный районный суд Москвы решениями от 9 и 10 сентября оставил под стражей всех фигурантов уголовного дела. Арест продлится до 14 декабря 2020 года. По словам пресс-секретаря суда Ирины Морозовой, оба ходатайства следствия суд рассматривал в закрытом режиме.