Опрос провдился в три этапа с марта по июнь 2020 года. В нем приняли участие 1 273 человека (91,5% – женщины, 8,5% – мужчины) из разных регионов России. В ассоциации отмечают, что самым показательным стал третий этап опроса, в котором участвовали 476 человек.
Большинство опрошенных пациентов (55,2%) находились на стадии лечения, а 27,5% – на реабилитации. При этом 71,1% респондентов имеют инвалидность, срок которой у 41,9% из них заканчивается через полгода.
Со сменой медучреждения из-за карантина столкнулись 11% пациентов, со сменой лечащего врача – 12,4%, а еще 15,3% опрошенных столкнулись с остановкой лечения. В случае если клиника была закрыта на карантин, 19,8% опрошенных получали профильную медпомощь в районных поликлиниках, 16,2% – в центрах амбулаторной онкологической помощи, некоторые пациенты – на дому. Еще 15,9% респондентов самостоятельно отказались от медпомощи, а 10,1% не получали помощь по решению врача.
Отказ в продлении таблетированной терапии получили 5,6% опрошенных, при этом только 58% респондентов получали необходимые препараты бесплатно. Выдача препарата на несколько приемов вперед была произведена в 12,9% случаев, а 21,5% пациентов для получения лекарств приходилось раз в месяц посещать медучреждение.
С отсрочкой проведения процедур столкнулись 23,7% опрошенных, с переносом обследований – 37,3% пациентов, а еще у 25,8% респондентов была отложена реабилитация. Плановое хирургическое лечение было отложено у 11,4% опрошенных.
Большинство респондентов (97,9%) в период проведения опроса получали лучевую терапию. При этом в 22,2% случаев такая терапия не была выполнена в полном объеме, у стольких же опрошенных она была приостановлена в связи с карантином.
Из тех опрошенных, кто находился на паллиативном сопровождении (6,6%), обезболивающие препараты получали только 50% пациентов, а необходимые процедуры в полном объеме – 21,4% респондентов.
Телемедицинскими технологиями во время пандемии пользовались только 8% опрошенных, а дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента не осуществлялся врачом в 85,8% случаев. При этом пользоваться телемедицинскими консультациями полностью готовы 52,5% опрошенных.
Более половины респондентов (54%) заключили, что коронавирус никак не повлиял на их лечение, 43,7% считают, что вирус повлиял на лечение отрицательно, еще 2,3% отметили положительное влияние.
В начале июня 2020 года директор Петербургского городского онкологического центра Владимир Моисеенко также заявил о низкой загруженности медучреждения, связав это с ограничением плановой медпомощи и самоизоляцией. Плановую медпомощь в России начали ограничивать в марте 2020 года, однако эти меры не должны были касаться пациентов с хроническими, в том числе онкологическими заболеваниями.
В начале июня Минздрав РФ предложил установить норму приема врача-онколога в 23 минуты на одного пациента, а глава ведомства Михаил Мурашко анонсировал запуск информационной системы учета онкопомощи.
В 2020 году на реализацию федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», входящего в нацпроект «Здравоохранение», планируется направить 120 млрд рублей. Из них 95 млрд рублей планируется потратить на химиотерапию, причем за январь – март на эти цели направлено 46,6 млрд рублей.
Ранее Vademecum изучил, как люди с хроническими заболеваниями, в основном ревматическими и орфанными, переживают период пандемии коронавируса и режим ограничений: многие пациенты столкнулись с обострениями хронических недугов, не смогли проконсультироваться с врачом или попасть на лечение в дневной стационар.