Информацию о финансовых трудностях сообщили представители федеральных медучреждений и частных клиник, а также подтвердили источники, близкие к МГФОМС и ТФОМС МО. Vademecum ожидает от фондов ответы на тематические запросы.
В медорганизациях, оказывающих медпомощь по ОМС иногородним пациентам, отмечают разные сроки задолженности со стороны обоих фондов – от недели до нескольких месяцев. Клиникам, участвующим в реализации столичной программы госгарантий, выплаты задерживает сам МГФОМС. Медорганизациям, включенным в подмосковную программу ОМС, не платит ТФОМС МО, ссылаясь на долг МГФОМС. Он, по данным Vademecum, может достигать 3 млрд рублей. Для сравнения: в 2020 году МФГОМС закладывал на выплаты другим территориальным фондам порядка 18,3 млрд рублей.
Другие медучреждения, опрошенные Vademecum, не могут согласовать с МГФОМС увеличение плановых объемов финансирования по ОМС. «В фонде предлагают дождаться заседания Комиссии по разработке территориальной программы ОМС города Москвы, но когда оно состоится не уточняют», – сказали в одной из клиник.
На отказ в продолжении химиотерапии по ОМС 3 июня пожаловалась родственница пациента АО «Медицина» в группе «Рак излечим» на Facebook. «С 20 июня этого года ОМС из-за дефицита бюджета отменяет химиотерапию для москвичей. При клинически удовлетворительном проведении лечения мы делаем иринотекан без Авастина 5 и 19 июня, далее ОМС не финансирует ваше лечение и отменяет его, т. к. у вас московский полис», – написала она. В переписке с корреспондентом Vademecum подписчица группы уточнила, что это формулировка из письма АО «Медицина». В самой клинике подтвердили, что выделенных ранее комиссией объемов ориентировочно хватит до 20 июня.
«В данный момент мы не имеем возможности оказывать химиотерапевтическое лечение новым первичным пациентам, пришедшим на прием, так как в клинике уже проходят лечение пациенты, получающие циклическое лечение, но на них тоже не хватит квот. Это несмотря на высокое качество медицинской помощи, обеспечение безопасности, доверие и лояльность пациентов к АО «Медицина» и их желание лечиться у нас, – пояснила заместитель директора медицинской службы по работе в ОМС АО «Медицина» Татьяна Чилина. – Понимая сложившуюся ситуацию, мы заблаговременно подготовили и отправили письма в Департамент здравоохранения Москвы и МГФОМС с просьбой увеличения квот на оказание химиотерапевтического лечения москвичам в условиях пандемии. Ответа не получено».
Представитель администрации одной из больниц, подведомственных Департаменту здравоохранения Москвы (ДЗМ), при этом заверил Vademecum, что их счета оплачиваются в срок. Знает об этом и сотрудник федерального медцентра, он же подчеркивает, что проблемы с оплатой другим медучреждениям начались накануне пандемии коронавируса, а не только из-за нее. В феврале 2020 года московские власти уже вводили ограничения в части проведения химиотерапии в клиниках ГК «Медси» – тогда все пациенты были маршрутизированы в медучреждения ДЗМ. Ограничивались выплаты со стороны МГФОМС и в начале 2020 года, но тогда в фонде этот факт опровергали.
Ранее в Департаменте финансов Москвы отмечали, что затраты на здравоохранение в Москве в январе – апреле 2020 года составили 260,9 млрд рублей – в основном за счет программы «Столичное здравоохранение», а МГФОМС потратил за этот период 69,2 млрд рублей, то есть около 20% от плановых годовых расходов. Сколько в марте – мае было потрачено средств ОМС на лечение COVID-19 достоверно неизвестно. Если взять за основу средний тариф в 200 тысяч рублей, то при 199 785 человек заболевших (без учета расходов на тестирование на COVID-19 и антитела) расходы могли составить 3,995 млрд рублей.