По мнению обвинения, Лазуткин, занимая пост главы Минздрава, организовал коррупционную схему с участием директора созданного им Центра медико-технического оборудования Дмитрия Ванюрского.
Согласно материалам дела, Ванюрский за взятки передавал информацию о еще не объявленных закупках конкретным поставщикам, которые отдавали за это от 20% до 90% доходов от контракта. Для этого они пользовались специальной таблицей, в которой были расписаны все контракты по закупке медоборудования.
Версия адвокатов Лазуткина иная. Они утверждают, что следователи не проверили версию оговора, хотя одна из свидетелей лукавила в показаниях, настаивает защита обвиняемого. Речь идет о представителе поставщика оборудования Наталье Каркуленко, которая созналась в том, что давала Ванюрскому взятки. Она якобы давала взятки Ванюрскому за покровительство, а Лазуткин, утверждают адвокаты, этих денег не получал. Более того, Каркуленко через несколько дней после передачи взяток возвращала эти деньги на свои счета.
Защите экс-министра удалось добиться исключения из материалов уголовного дела одного из доказательств, предоставленных Каркуленко. Речь идет о копии договора о предоставлении консалтинговых услуг швейцарской фирме Mercuri. Адвокаты настаивали на том, что документ фальсифицирован с помощью фотомонтажа, чтобы Каркуленко могла обосновать появление крупной суммы на счете в то время, когда она якобы передала взятку министру.
Исключить другие вещдоки (диск с биллингом разговоров Лазуткина, протоколы допросов Каркуленко и Ванюрского) суд отказался.
Сам Лазуткин обвинил следователей и прокуратуру в непрофессионализме, заявив об отсутствии реальных доказательств и своей полной невиновности.
«Предмет взятки не найден, ценностей у Лазуткина не найдено, факт передачи взятки не зарегистрирован, в телефонных разговорах и электронной почте – тоже ничего. Ипотека мной не выплачена. Взятку не нашли не потому, что не смогли, а потому, что ее никогда не было. <…> Я всю жизнь жил на одну зарплату. <…> Я как покупал сайру в магазине, так и покупал – до самого задержания, потому что не мог позволить себе форель. Мое материальное состояние никак не изменилось», – отметил он.
Михаила Лазуткина задержали 28 ноября 2017 года. В апреле, а затем в июле 2018 года суд отклонил ходатайство адвокатов чиновника с просьбой перевести его под домашний арест.