«Буквально летом мы проводили селекторное совещание с регионами по поводу того, что, получив очередные ежемесячные данные по смертности и ее причинам, мы увидели, что перекос идет в сторону нервных, эндокринных заболеваний и прочих, которые не являются причиной смертности в нашем традиционном восприятии. У нас было такое предположение с Минздравом, что, кодируя другими причинами, коллеги занижают смертность от контролируемых причин - сердечно-сосудистых и онкологических», - сказала Голикова.
О том, что регионы манипулирую статистикой смертности от наиболее распространенных заболеваний неоднократно говорил член Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ), директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов. Впоследствии его слова подтверждали эксперты РАНХиГС, а также тематические региональные сюжеты и опросы врачей.
«Если раньше у нас практически не кодировались смерти от болезней эндокринной системы, нервных болезней, психических расстройств и расстройств поведения, то сегодня благодаря обучению врачей правилам кодирования причин смерти в соответствии с МКБ-10 медики стали соблюдать рекомендации ВОЗ и правильно выбирать первоначальные причины смерти. За счет этого в России стала меняться структура смерти населения – она стала приближаться к структуре смерти в европейских странах», - такова была официальная позиция Минздрава.
По данным МНИОИ им. П.А. Герцена, абсолютное число умерших от ЗНО в 2017 году составила 290,7 тысячи человек. Показатель заболеваемости на 100 тысяч населения – 420,3.
Прирост заболеваемости за 10-летний период составил 29,9%. Самый высокие показатели заболеваемости продемонстрировал Северо-Западный федеральный округ – 450,6 тысячи человек («грубый» показатель). И там же самый высокий «грубый» показатель смертности – 232,1 тысячи человек. При этом самые низкие показатели заболеваемости и смертности продемонстрировал Северо-Кавказский федеральный округ – 262 тысячи и 112,5 тысячи человек соответственно.