ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

16 Августа, 11:26
16 Августа, 11:26
66,38 руб
75,23 руб

«Денег на всех не хватит, и распыляться мы не будем». Как прошел Vademecum Pharm Day

Полина Гриценко
3 Мая 2018, 21:17
Фото: Максим Новиков
Как и было обещано, 24 апреля в столичном Radisson Royal «Украина» ИД «ФФ Медиа» собрал лучших представителей российского коммерческого фармрынка – собственников и топ-менеджеров аптечных сетей, дистрибьюторских, производственных, инвестиционных, страховых и аналитических компаний – с заявленной целью: оценить нынешнее состояние отрасли и осмыслить перспективу. Поддержать традиционный формат Vademecum Pharm Day нам помогли компании «Эркафарм», «ПроАптека», AstraZeneca, Paul Hartmann, группа «САНТА», Swiss Pharm Geneva, «НАПОЛИ Биотекфарм», Медико-фармацевтическое объединение малого бизнеса, холдинг «Марафон Фарма» и завод «Синтез».

Vademecum на протяжении пяти лет выстраивает главную дискуссионную площадку индустрии, руководствуясь принципом «не грузи, а развлекай». И за это постоянные участники наших собраний нам благодарны. Деловая часть форума уместилась в две сессии, которые мы постарались максимально наполнить актуальным для отрасли содержанием, вынося на обсуждение острые темы, сталкивая оппонентов, бередя старые раны героев конкурентных противостояний. 

Первую сессию мы решили разыграть в формате case study, разобрав с участием спикеров и гостей в зале рыночную стратегию модератора сессии – гендиректора воронежской сети «Фармия» (94‑е место в ТОП200 аптечных сетей от Vademecum) Романа Кубанева. А вместе с тем дать прогноз по развитию всех типичных «середняков» – крепких региональных фармритейлеров, которым именно сейчас, накануне нового большого витка консолидации, важно решить для себя – инвестировать в развитие или, пока не поздно, выйти в кэш.

Роман Кубанев – боец. И своего выбора – вкладывать в расширение франчайзинговой сети – по ходу сессии не поменял. Хотя тех, кто отговаривал, оказалось немало. Как, впрочем, и тех, кто ободрял, обещая поддержку малым и средним сетям, которых и производители, и дистрибьюторы все чаще считают более стабильными и прогнозируемыми партнерами, чем отдельных лидеров индустрии. Трудные времена ждут всех – и крупных, и средних игроков, поскольку рост коммерческого рынка, вопреки данным аналитических отчетов, в реальности остановился, констатировали участники сессии.

Если рынок не растет, то к чему вообще вся эта гонка за долей? Тем более что шансов вырастить лидера и продать его стратегическому зарубежному инвестору на данном этапе нет никаких, уверен соавтор и ментор второй дискуссионной сессии гендиректор ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский: «Стефано Пессина [миллиардер, основной владелец Walgreens Boots Alliance. – Vademecum] никого не купит…».

Спикеры сессии – руководители и собственники сетей из ТОП10, впрочем, настаивали на том, что перспективу продажи бизнеса не рассматривают вовсе, а хотят развивать и совершенствовать свои активы. Такую декларацию сделала даже дебютант Pharm Day, руководитель розничного направления «36,6» (в светлую будущность компании, отягощенной многомиллиардными долгами, мало кто верит) Полина Киселева. Лично у нее нет никаких сомнений в том, что «36,6» из ТОП3 никуда не денется и будет, как и ближайшие конкуренты – «Ригла» и «Эркафарм», – планомерно двигаться к завоеванию доли в 10% коммерческого рынка. Ну пусть попытается. В конце концов, выздоровление «36,6» не только благо для индустрии, но и предмет нашего корыстного интереса (Vademecum – миноритарий этой легендарной компании).

Закруглили традиционную апрельскую встречу мы традиционно празднично. Был повод – пятилетие журнала Vademecum. Мы решили чествовать не себя, а тех, о ком пишем. Издатель Дмитрий Кряжев вручил героям первой пятилетки Vademecum персональные премии [НАШЕ ПРОЧТЕНИЕ].

Лауреатами‑2018 стали: гендиректор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов, основатель АСНА Александр Шишкин, гендиректор ГК «Эркафарм» Анастасия Карпова, гендиректор реабилитационного центра «Три сестры» Анна Симакова, управляющий партнер компании DMG Владимир Гераскин, основатель сети Dental Fantasy Владимир Александровский.

Эмоции и смыслы – в избранных цитатах и фоторепортаже.


   


«Мы ни разу не садились с кем-нибудь за стол и не считали, сколько сеть стоит, чтобы все это продавать. <…> Продаться хочется, когда что-то не так внутри компании, в коллективе. А федеральные сети… Во мне это, наоборот, вызывает какой-то драйв. Открылись – всё! Мы фотографию этого «федерала» вешаем на стену в офис, дротики в него кидаем… Помогает»

Роман Кубанев, генеральный директор аптечной сети «Фармия»

«В следующем году мы будем пытаться изменить подход к формированию маркетинговых соглашений даже с крупными аптечными сетями. Хочу сказать от лица всех производителей: денег на всех не хватит, и распыляться мы не будем. При всем неоднозначном отношении к ассоциациям и консолидациям нам проще платить тем, кого мы можем контролировать. К сожалению, уже на уровне регионального менеджера начинается хаос. Мы все понимаем: чем дальше от Москвы, тем зеленее помидоры. Они там сами себе короли»

Валентина Бучнева, глава Евразийского подразделения Bosnalijek


«Первый миф – у самых крупных сетей самый крупный бюджет. Не только в нашей компании, но и у других производителей процент инвестиций в средние сети может превышать те инвестиции, которые производители дают крупным аптечным сетям… Второй миф – рост рынка. Мы видим, что рынок падает и в упаковках, и в деньгах, а по статистике он якобы растет. Хочется обратиться [к аналитическим агентствам. – Vademecum] и сказать, что если аптечные сети «рисуют» отчеты производителям, то эти же отчеты получаете и вы»

Николай Анищенко, генеральный директор Unipharm

«Мы делали не так давно эксперимент: оценивали качество оказываемых услуг. У нас прописан в большинстве контрактов такой параметр, как наличие в аптеках. Есть разные критерии его оценки. В большинстве случаев мы увидели, что платили за услуги, которые не были оказаны в полном объеме. Вроде бы простой параметр, но сейчас те времена, когда мы смотрим на эти вещи и будем смотреть внимательнее. В этом будет определенное преимущество у небольшой амбициозной сети, которая говорит о том, что управляет своими процессами»

Дмитрий Волчков, руководитель отдела розничного маркетинга «Такеда Фармасьютикалс»

«Можно стонать, и плакать, и обсуждать до бесконечности, но консолидацию мы не остановим. Она шла в других странах, прошла на других рынках и идет так быстро, как может. Ее остановить может только государство, но на горизонте этого не просматривается. Есть старая теория, которой меня учили еще в бизнес‑школе, что конкурировать можно либо по затратам и по цене, либо способом дифференциации. На данный момент большая часть нашего рынка конкурирует по затратам и по цене. И, конечно, у малых и средних сетей при такой конкуренции нет никаких шансов»

Сергей Пивень, президент «СИА Групп»

«Я не встречал ни одного человека, который бы продал свой бизнес, сидел бы с деньгами и думал: «Как классно!» Вернее, встречал. Это длится первый год, максимум два. Потом человек вспоминает, какой был экшн, какой был драйв, и ему становится грустно – он не может реализоваться. Это формат новых людей, которые, видя трудности, должны их преодолевать. Все вокруг тебе будут говорить: «Ты никто и надо сдаться!» Мы это слушали последние 15 лет, и если пять лет назад все смеялись, то последние два года уже никто не смеется»

Денис Ременяко, основатель и генеральный директор ФК «Гранд Капитал»

«Нас в это колесо загнал рынок, мы туда все вместе зашли. Теперь остановиться невозможно. Тот, кто остановится, а точнее, не покажет прироста, повторит судьбу известной сети «Самсон‑Фарма». Потому что нас стимулирует к этому дистрибьютор, нас стимулирует к этому производитель»

Александр Филиппов, генеральный директор сети «Ригла»

«Перейти с оптимизации и стать «белой и пушистой» компанией сложно. Мы это сделали в свое время – было тяжело. И я думаю: в 2021 году, когда это резко придется сделать, что же будет с рынком? У нас есть план [сделать компанию публичной. – Vademecum], мы ему следуем: сначала консолидированная отчетность, потом МС ФО, потом аудированный большой [отчет. – Vademecum], ну а потом уже публичность... Я думаю, это перспектива лет на семь»

Евгений Нифантьев, владелец и генеральный директор «Нео-Фарм»

«Мы не собираемся в ближайшей перспективе продаваться. Мы старая добрая аптечная розница. С одной аптеки протопали путь до 1 050 аптек в семи регионах… Мы не гонимся. Мы никогда не открываемся назло лидеру, не становимся через стенку. Это дает свои плоды, потому что потом, когда лидер рынка тебе продается, ты не стоишь рядом и спокойно продолжаешь развивать территорию»

Аделя Кальметьева, генеральный директор сети «Фармленд»


«Мы будем заниматься скучными вещами в ближайшее время. Процесс выздоровления – он не очень веселый. Нужно какое‑то время побыть скучным. Сейчас мы финализировали планы. Если совсем по‑простому, мы будем повышать эффективность и закрывать те дыры, которые существуют, чтобы, если мы соберемся (а мы соберемся) идти в экспансию, эта дыра просто не увеличивалась»

Полина Киселева, генеральный директор розничного подразделения «Аптечная сеть 36,6»

«Давайте уж честно скажем: на сегодняшний день большая часть рынка никакими инструментами обеспечена быть не может. Мы прекрасно понимаем, что если закупочный товарооборот у клиента 100 млн, то любая страховая компания, любой банк смогут обеспечить максимум на 20%, причем с троекратным покрытием обеспечения, которое они предоставляют. Так что задача, на мой взгляд, достаточно эфемерна и невыполнима. Другое дело, что с нынешней ситуацией и кризисом доверия необходимо что‑то делать. Нужно садиться за стол переговоров, открывать все карты, чтобы не было закрытых цифр»

Сергей Еськин, директор по развитию ФК «Пульс»

«Если говорить про дебиторку, [«Протеку» должны. – Vademecum] 36 млрд рублей. Мы с конца прошлого года активно стали просить обеспечения у наших аптечных сетей. Причин несколько: во‑первых, платежная дисциплина, она очень тяжелая. Вторая причина – таков стал размер бизнеса наших партнеров. <…> «Залететь» на рынке нам не хочется. На рынке – мыльный пузырь. Товара на сегодняшний день меньше, чем аптеки должны всем поставщикам, включая прямые поставки»

Дмитрий Погребинский, генеральный директор ЦВ «Протек»

«С одной стороны, долгосрочное планирование сложно в нашей стране, но у нас есть понимание, что мы хотим в течение ближайших трех лет достичь рыночной доли не менее 10%. Мы понимаем, что рынок перестроится, все придет к тому, что надо будет выстраивать понятные отношения – либо с производителем, либо с дистрибьютором. Потому что товарный кредит – это тоже кредит»

Анастасия Карпова, генеральный директор ГК «Эркафарм»

«Для меня по итогам прошлого года измерителем стало то, что рентабельность, которую мы в бизнесе сегодня имеем, позволила инвестировать до 40% собственных средств в оборотный капитал. Тот бизнес, который мы строим сегодня (сейчас у нас 1,4 тысячи аптек), при том уровне инвестиций, который сделан в «Ирис», будет управляемым и гибким где-то до уровня 2,5 тысячи аптек. Для того чтобы растить этот бизнес дальше, нужны будут другие инвестиции»

Дмитрий Сокол, совладелец управляющей компании «Ирис»

Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
Министр просвещения выступила против разрешения людям с ВИЧ усыновлять детей
Сегодня, 8:20
«Бумага», которая прекращает деятельность 95% клиник». Пластический хирург Таир Алиев – о новом порядке оказания профильных медуслуг
15 Августа 2018, 21:54
В Санкт-Петербурге начал работать комплекс по переработке медицинских отходов класса «Б»
15 Августа 2018, 20:53
В Севастополе открылась первая клиника ЭКО полного цикла
15 Августа 2018, 19:00
Опрос: фармкомпании назвали преференции на госзакупках эффективными
6 Августа 2018, 8:30
«Марафон Фарма» получила контрольную долю завода «Форт»
Принадлежащее «Марафон Фарме» ООО «МФ-Форт» 1 августа стало владельцем 50,01% производителя вакцин «Форт», следует из данных СПАРК-Интерфакс. В собственности у семьи основателя компании Антона Катлинского остались 24,98% долей ООО «Форт». Холдинг «Нацимбио» по-прежнему владеет 25,01% компании. 
2 Августа 2018, 14:52
В 2017 году фармкомпании заплатили врачам более 3,3 млрд рублей
5 Июля 2018, 8:27
«АстраЗенека» изменила производственные планы из-за ценового спора с ФАС
«АстраЗенека», российское подразделение англо-шведской AstraZeneca, под давлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС) снизила на 12–92% предельные цены на восемь МНН (11 товарных позиций) своих препаратов из списка ЖВНЛП. Из-за этого компании пришлось скорректировать свои производственные планы.
21 Июня 2018, 19:41
AstraZeneca будет сотрудничать с телемедицинским стартапом Qapsula

Англо-шведская фармкомпания AstraZeneca и российский телемедицинский стартап Qapsula совместно займутся разработкой системы дистанционного сопровождения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Новгородской области. Стороны надеются, что в случае успеха опыт можно будет распространить на другие регионы РФ.

25 Мая 2018, 12:45
Евгений Коротков
Генеральный директор «ПроАптеки»
Новые возможности от «ПроАптеки»
21 Мая 2018, 10:00
Важнейшие новости прошедшей недели
Vademecum представляет самые важные и интересные новости прошедшей недели.
29 Апреля 2018, 8:36
«Эркафарм» покупает права аренды на помещения «МосАптеки»
28 Апреля 2018, 12:47
Vademecum отметил свое пятилетие с индустрией: фотоотчет
В отеле Radisson Royal «Украина» 24 апреля удачно совместились два главных события года в индустрии здравоохранения России – Аптечный конгресс Vademecum Pharm Day и празднование пятилетия журнала Vademecum. О чем говорили на конгрессе, мы подробно расскажем в свежем номере журнала, который выйдет в свет 30 апреля. А пока – фотоотчет с юбилейной afterparty.

27 Апреля 2018, 19:22
Сергей Захаров
Председатель правления «Марафон Групп»
«С нуля мы строили бы это очень долго»
27 Апреля 2018, 9:13
«Эркафарм» и «Фармия» начинают совместный франчайзинговый проект
25 Апреля 2018, 15:49
О чем говорили на Аптечном конгрессе Vademecum Pharm Day
В отеле Radisson Royal «Украина» 24 апреля состоялось главное событие года на коммерческом фармрынке России – Аптечный конгресс Vademecum Pharm Day. О чем говорили лидеры отрасли, читайте в нашей онлайн-трансляции.
24 Апреля 2018, 12:51
Яндекс.Метрика