«Сотрудники ГБУЗ НОКБ СМЭ не разъясняют обратившимся гражданам, что обмывание, одевание, укладка в гроб и выдача этих же тел умерших граждан является обязанностью санитара морга ГБУЗ НОКБ СМЭ и взимание платы за эти услуги запрещено. Умалчивая об этом, они вводят граждан в заблуждение», – сообщил «РБК Новосибирск» зампрокурора Новосибирска Игорь Стасюлис.
В постановлении прокуратуры говорится, что фактически «гражданам отказываются выдавать тела умерших родственников без оформления ритуальных услуг по подготовке тела к захоронению».
Услуги оформляются через ИП Галины Монаховой, которой сдают в аренду помещение площадью 11,7 кв. м в здании бюро. В договоре аренды в качестве основного вида деятельности предпринимателя указан прием заказов на ритуальные услуги и их оказание.
Журналист Виктор Бобровников, передавший в прокуратуру результаты собственного расследования, сообщил, что за подготовку тела к погребению с него взяли 3 тысячи рублей. Он также заметил, что на чеках, выданных ИП Монаховой, и на документах из регистратуры НОКБ СМЭ стоит подпись одного и того же человека (регистратора).
Теперь решается вопрос об уголовном преследовании и возбуждении дела в отношении неустановленного лица и Галины Монаховой по ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Минздрав Новосибирской области пообещал проверить работу бюро, а также тот факт, что главный врач учреждения Владимир Новоселов с 2008 года владеет бывшим участком СМЭ менее 700 кв. м с нежилым зданием, которое по документом служило для утилизации биоорганических отходов. Получив через суд разрешение на использование помещения, он сдал его в аренду ритуальной службе «Содействие».
«Вопрос: на каких условиях ритуальная служба «Содействие» использует имущество ГБУЗ НОКБ СМЭ? Если на безвозмездных – ГБУЗ несет убытки. Выходит, что Владимир Новоселов одновременно является и руководителем ГБУЗ, и собственником соседнего здания, которое он сдает в аренду ритуальной службе, которая использует ресурсы ГБУЗ. На мой взгляд, здесь налицо классический конфликт интересов, описанный в ст. 10 Закона о противодействии коррупции», – объясняет «РБК Новосибирск» адвокат Ольга Забалуева.
В 2017 году УФАС Челябинской области вообще запретило региональному бюро судебно-медицинской экспертизы оказывать платные услуги и отменило прейскурант, утвержденный местным минздравом.