Постановление несколько облегчает положение российских производителей медизделий, которые сетуют, что львиная доля этого рынка общим объемом около 8 млрд рублей в год уже отдана правительством компании Виктора Вексельберга «Стентекс».
«Это попытка уравнять всех производителей в доступе к госзакупкам, не внося изменений в 102-е постановление [устанавливающее протекционистские меры на рынке медизделий на основе принципа «третий лишний». – Vademecum]. Для нас этот документ хороший знак», – полагает член совета директоров «Ангиолайна» Наталья Лебедева.
«Стентекс» на момент публикации не ответил на запрос Vademecum.
Принятое 4 декабря 2017 года постановление будет действовать только до 1 июля 2018 года, какие правила и условия допуска производителей будут установлены после этой даты, пока неизвестно.
Статус единого поставщика коронарных стентов и катетеров «Стентекс» получил еще в 2015 году на срок до 2022 года: клиники не обязаны закупать продукцию именно у «Стентекса», но заключить договор с этой компанией можно без проведения конкурса.
В июне 2017 года Минпромторг пошел еще дальше - представил проект постановления правительства, согласно которому «Стентекс» в период с 2017 по 2024 год будет обеспечивать 90% потребности в стентах для 248 клиник по всей стране. В число закупщиков должны были войти крупнейшие клиники кардиохирургического профиля – ННПЦССХ им. А.Н. Бакулева, НМИЦ им. В.А. Алмазова и другие.
Доминирующее положение «Стентекса», прописанное в проекте постановления, возмутило других игроков рынка, и уже 22 августа вопрос вернулся на рассмотрение в правительство.
В сентябре на совещании с участием профильных ведомств – Минздрава, Минпромторга, ФАС – было решено разработать более справедливый регламент закупок коронарных стентов и катетеров, а также подготовить серию мероприятий для поддержки российских производителей: сформировать перечень технологических стадий производства медизделий для установки преференций на торгах, проработать условия допуска на них производителей и так далее.