27 Февраля, 8:54

В нашу гавань захандрили корабли: чем привлекают и могут привлечь иностранных пациентов российские клиники

Любовь Поповец
6 Января 2020, 11:58
435
Фото: Максим Новиков / Vademecum
Федеральный проект по развитию экспорта медуслуг уже на старте продемонстрировал обнадеживающую скорость – по данным Минздрава РФ, только за первые шесть месяцев 2019 года в российских клиниках прошли лечение около 530 тысяч иностранцев, что превысило 90% годового KPI госпрограммы. Впрочем, впечатляющей статистикой невозможно скрыть многочисленные проблемы, грозящие бодро стартовавшему проекту торможением. Об этом регуляторы и операторы индустрии говорили на Первом Национальном конгрессе по экспорту медицинских услуг, организованном Vademecum при поддержке Минздрава России, Координационного центра по развитию экспорта медицинских услуг ФГБУ «ЦНИИОИЗ» и Национального совета по медицинскому туризму.

Конгресс, собравший 3 декабря в ЦВК «Экспоцентр» более 200 представителей органов власти, зарубежных посольств, крупнейших медучреждений и агентств медтуризма, стал первым в истории отрасли мероприятием, сфокусированным на теме привлечения иностранных пациентов в российские клиники. Главная интрига форума, поддержанного компаниями «Гранат Био Тех» и PwC, строилась вокруг противоречия между успешными показателями первого года реализации федерального проекта, экспортными достижениями отдельных медучреждений и барьерами, препятствующими внедрению лучших практик медтуризма на территории всей страны.

«Проект по экспорту медуслуг – это не только проект по механистическому увеличению принимаемых иностранцев. Это проект, который сопровождается внедрением очень серьезных требований по качеству, опирающихся на международные стандарты. <…> В нем участвует 71 регион нашей страны, и это очень важно. Часто звучит вопрос: что дает проект по экспорту медуслуг российским гражданам? Это высокие стандарты, к которым эти учреждения приводятся. И все это используется для помощи российским гражданам», – отметил, открывая конгресс, заместитель министра здравоохранения России Олег Салагай. Позицию куратора проекта разделяет первый заместитель председателя Комиссии по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Общественной палаты РФ Николай Дайхес – по его словам, госпрограмма реализует «большую геополитическую задачу для страны».

Основания для благоприятных прогнозов действительно есть. По представленным на конгрессе данным Минздрава России, число иностранных пациентов, прошедших лечение в российских клиниках в 2019 году, уже выросло по сравнению с 2018‑м на 76%. Уверенному старту госпрограммы помогли все флагманские учреждения отрасли, в первую очередь национальные медицинские и федеральные центры, больницы третьего уровня в регионах, крупные частные провайдеры.

«Наши цены в два‑три раза ниже европейских. У нас есть пациент из Норвегии, он должен ежегодно делать МРТ. Он делает заявку у себя, а потом ждет очереди полтора года, потому что пройти там исследование платно – очень дорого, а в России – быстро и эффективно. Его русская жена сюда возит», – объяснила преимущества отечественной эндокринологической службы и. о. директора НМИЦ эндокринологии Наталья Мокрышева.

Президент‑элект Стоматологической ассоциации России Андрей Яременко сообщил коллегам: 90 из 100 опрошенных СтАР стоматологических клиник оказывают услуги иностранцам из Азии, Америки и других регионов. «Мы есть во всех мировых соцсетях, где рассказываем о том, как иностранные граждане могут получить медпомощь в нашей больнице. Мы очень тесно работаем с диаспорами – это Азербайджан, Армения, и пациенты оттуда едут к нам», – отметила главный врач Городской клинической больницы скорой медицинской помощи №25 Волгограда Наталья Ляхова.

Свой интерес к участию в федеральном проекте обозначили представители отечественного медпрома. «Каким должен быть наш – производителей медизделий – вклад в развитие экспорта медуслуг? Конечно, наша помощь в этом – вещь опосредованная. Но ведь именно из деталей складывается качество медицинской услуги. Мы ставили себе задачу быть всегда рядом с нашим пользователем, обеспечивая качество преаналитического этапа. Мы построили производство, обеспечивающее контроль качества вакуумной пробирки от партии к партии, каждая единица продукции проходит контроль по 75 различным параметрам, чтобы лаборатории исключили у себя ошибки межлотовой вариации преаналитики. Мы понимаем, что для привлечения пациентов также важна маркетинговая составляющая – для этих целей мы готовы кастомизировать наши продукты, размещая на них логотипы российских медучреждений», – сказал генеральный директор компании «Гранат Био Тех» Александр Шишов.

Впрочем, усилий инициаторов и уже вовлеченных в реализацию экспортной программы участников индустрии для достижения заявленных KPI проекта пока недостаточно. Об этом свидетельствуют результаты проведенного накануне форума тематического опроса посетителей сайта Vademecum.

Основная часть респондентов, представляющих как государственный, так и частный сектор рынка медуслуг (73% и 65% соответственно), не верят, что к 2024 году российские клиники достигнут целевого показателя проекта в 1,2 млн привлеченных иностранных пациентов. Так же скептически участники опроса (72% и 50% соответственно) оценивают возможность отрасли довести к 2024 году экспортную выручку до $1 млрд. Чем же обосновано такое неверие?

Во‑первых, респонденты Vademecum сомневаются в корректности методов оценки численности привлеченных из‑за рубежа медтуристов. «Здесь есть целый ряд вопросов: учитываются ли в официальной статистике, например, пациенты из СНГ, получающие в медучреждениях справки для работы? Еще пример – федеральный центр привлекает пациента из страны СНГ, а лечение ему оплачивают российские благотворительные фонды. Можно ли эти средства считать привлеченными за счет экспорта медуслуг?» – рассуждает представитель одного из медтурагентств.

Впрочем, наличие этой проблемы признают и регуляторы. По словам заместителя директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава РФ Андрея Гайдерова, ведомство совместно с Росстатом продолжает совершенствовать инструменты и методики сбора данных, в частности, была разработана новая форма ежеквартального отчета для клиник: «Благодаря участию в этом проекте Банка России мы сможем получать сведения не только о государственных, но и о частных медорганизациях».

Вторая проблема, отмеченная в том числе участниками опроса, – критические пробелы в действующей нормативно‑правовой базе, не описывающей взаимоотношения медучреждений и агентств‑посредников, иностранного пациента и российского врача. «Когда страховые компании в Европе передают друг другу пациентов, неважно, в какой стране они работают, то они несут ответственность за качество лечения. У нас пока нет такого механизма преемственности. Кроме того, пока нет государственного органа, который бы предметно занимался вопросами врачебных ошибок при оказании медицинской помощи иностранным пациентам», – отмечает исполнительный директор Ассоциации агентств медицинского туризма Алла Ревзина.

Ярким примером нормативного провала в сфере экспорта медуслуг в отрасли считают кейс о партнерстве компании «Русский доктор» и НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, наладивших взаимовыгодное сотрудничество, но вынужденных свернуть его после внеплановой проверки Генпрокуратуры, обнаружившей в деятельности партнеров массу нарушений и предписавших им разорвать отношения. Почти 53% представителей госучреждений и 48% частных клиник отметили, что относятся к этому решению Генпрокуратуры отрицательно и считают, что прецедент будет препятствовать дальнейшему развитию экспорта медуслуг в стране.

Еще одна серьезная преграда на пути реализации проекта – негодный сервис. Директор практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору в сфере здравоохранения PwC Мониш Арора накануне конгресса провел мониторинг готовности к приему иностранных пациентов десяти медучреждений разной формы собственности и локации. Исследование проводилось с использованием метода «тайный пациент» – очными визитами или телефонными звонками в клиники.

«Коммуникация во многих случаях оставляет желать лучшего. Где‑то представители клиник вообще не говорят по‑английски, использование английских слов на сайтах, где размещена информация о клинике, тоже не всегда корректно», – поделился наблюдениями Арора.

Наиболее важными условиями для дальнейшего развития госпрограммы респонденты Vademecum также назвали совершенствование процедур аккредитации операторов по международным стандартам, упрощение порядка регистрации медтуристов миграционной службой, полноценное раскрытие медучреждениями клинических показателей. В Минздраве утверждают, что осознают масштаб и остроту проблем и планируют решать их совместно с отраслью. «Да, нам придется решать непростые задачи – это стандартизация, миграционный учет, статистический учет и отчетность, визовая поддержка. Эти вопросы сегодня специалистами проектного офиса решаются», – заверил участников конгресса Олег Салагай.


медтуризм, минздрав, скворцова, салагай
Источник Vademecum №10-11, 2019
Поделиться в соц.сетях
Экс-министр здравоохранения Пензенской области не признал вину по делу об изнасиловании
26 Февраля 2020, 20:31
Экс-помощник Скворцовой стал зампредом правительства Ярославской области
26 Февраля 2020, 19:51
Кассационный суд не поддержал жалобу фристайлистки Марии Комиссаровой
26 Февраля 2020, 19:41
Голикова: «Вектор» начал разработку пяти прототипов вакцины против COVID-19
26 Февраля 2020, 18:25
Яндекс.Метрика