27 Июля 2024 Суббота

Откатные схемы
Алексей Каменский Мединдустрия
12 октября 2015, 17:09
Фото: Alamy
5876

Чем разные страны соблазняют заграничных пациентов

Пока российские чиновники всерьез думают над вопросом, имеет ли вообще право на жизнь медицинский туризм, отрасль стремительно развивается на всех континентах. Для русских лечение за рубежом нередко становится последней надеждой, в мире же цель такого туризма обычно более обыденная – сэкономить на цене лечения, по возможности не потеряв в качестве. Спрос рождает предложение.

Всего 10–15 лет назад мировой медицинский туризм был устроен совсем не так, как сейчас. Его основу составлял поток пациентов, устремляющихся за сложным высокотехнологичным лечением туда, где его больше всего, – в Америку. Но в США после событий 11 сентября сильно усложнились правила въезда, между тем, медицина «третьих стран» постепенно сокращает отрыв от лидеров. В результате Америка постепенно превратилась в главного импортера медицинских услуг: каждый год больше миллиона ее граждан отправляются лечиться за границу. А общее количество путешествующих пациентов оценивается в 10 млн человек. Куда и зачем они едут?

Органы из медельина

В городе Ченнай на восточном побережье Индии, бывшем Мадрасе, никогда не бывает холодно. Самая низкая зафиксированная здесь температура – +13℃, причем зафиксировали ее очень давно. Прибавьте к этому гигантский пляж, храмы, парки, множество ювелирных магазинов – портрет идеального индийского курорта готов. И все-таки Ченнай знаменит другим. Количество туристов, приезжающих в страну лечиться и оздоравливаться, по данным Объединенной торгово-промышленной палаты Индии, перевалило за миллион. И почти половина из них останавливается в Ченнае. Городская администрация любит напоминать гостям, что первый госпиталь был открыт здесь англичанами еще в 1664 году и существует до сих под названием «Многопрофильная правительственная больница им. Раджива Ганди». На этой не то чтобы очень прочной основе власти выстроили мощное здание современной медицины. Сейчас в Ченнае десятки больших больниц – государственных, частных и принадлежащих благотворительным фондам, занимающихся обычной медициной, аюрведой и натуропатией. Государство всеми возможными способами поддерживает эту индустрию. Здесь созданы медицинские институты, открыт лучший в стране анатомический театр. В 2008 году в Ченнае была запущена специальная программа трансплантации трупных органов, а год назад организован региональный центр трансплантации. Гигантский комплекс зданий, где поначалу собирались разместить администрацию, превратили в больницу «суперширокого» профиля. Организуются специальные поезда-экспрессы и региональные авиарейсы для сбора пациентов из других районов Индии.

Ченнай – яркий, но не единственный пример. Индия постепенно становится одним из главных направлений мирового медицинского туризма. Главной приманкой пока остается цена. Из десятков больниц Ченная правительственную аккредитацию, подтверждающую качество услуг, пока получили всего шесть. Зато экономия (правда, только по сравнению с США) здесь составляет, по данным американской Ассоциации медицинского туризма (MTA), 65–90% (подробнее о соотношении цен – в таблице «Американская мечта»).

02.jpg

Развивающиеся страны перетягивают на себя потоки медицинских туристов из Европы, США, Японии, а заодно обслуживают и соседей. В последние годы один рекорд за другим ставит Малайзия. Толчок медицинскому туризму здесь тоже дало государство, объявив «налоговые каникулы» для тех клиник, которые вкладывают средства в свою международную аккредитацию. Результат налицо: в 2008 году три четверти лечащихся здесь иностранцев составляли жители соседней Индонезии, где уровень жизни существенно ниже. А к 2011-му доля индонезийцев упала до 57% – за счет увеличения числа туристов из Японии, Австралии, Сингапура, а также из Европы и США. Но лидером по въездному медтуризму на Азиатском континенте, а скорее всего, и в мире, сейчас считается Таиланд. «Считается» и «скорее всего», потому что статистика в этой сфере всегда приблизительна – не только в России (подробнее – в материале «Пора в путь дорого»), но и во всем мире. Разные ведомства Таиланда озвучивают цифры от 700 тысяч до 2,5 млн человек в год.

Туристические власти страны начали продвигать медицинское направление с середины 2000-х годов. Был создан специальный информационный сайт thailandmedtourism.tourismthailand.org, где с большим количеством грамматических ошибок, но в целом достаточно информативно и полно представлены медицинские и сопутствующие туристические услуги, можно найти клинику, гостиницу, такси и так далее. В госпитале Phyathai, рассказывает BBC, к услугам иностранцев переводчики с 22 языков. А в Bangkok Hospital, популярном в Японии, для пациентов из этой страны отвели целое крыло, где даже еду готовят отдельно.

Главный тайский сайт гордо рассказывает об успехах своей страны в медицинской науке, но продвигает все-таки вещи не самые высокотехнологичные – липосакцию, увеличение груди, удаление родинок, тайский массаж. Не обошлось без серьезных государственных мер и в Корее. Поначалу сюда ездили лечиться в основном из соседней Японии: разобраться в структуре местной медицины и сделать правильный выбор иностранцу из более отдаленных мест здесь куда сложнее, чем в Европе. Соответственно возрастает роль медицинских агентств-посредников. В конце 2000-х годов в их работе навели порядок: была разработана и введена система аккредитации. Аккредитованные, «заслуживающие доверия» агентства принялись устанавливать связи с зарубежными коллегами, прежде всего на Дальнем Востоке. Помогло и упрощение системы выдачи виз иностранцам. По данным patientsbeyondborders.com, госпиталей с международной аккредитацией в Корее сейчас 32 – больше, чем в любой другой стране региона, продвигающей медицинский туризм. Один из самых больших – Asan Medical Centerна 3 тысячи коек, учрежденный создателем компании Hyundai Чун Ю-Юном. Эстетическая хирургия остается главным направлением в Корее, но набирает силу диагностика, в частности, полный скрининг организма. Склонность корейцев все на свете систематизировать и переводить в цифровой вид очень способствует развитию у них культуры чекапов, замечает сайт patientsbeyondborders.com.

С дешевой пластической хирургии и стоматологии, дополненных чем-нибудь местным, исконным, международная медицинская активность обычно и начинается. В 90-х эти направления стали культивировать страны Латинской Америки, в основном для приезжих американцев. Теперь они неплохо развиты. На популярном американском сайте по пластической хирургии с забавным названием realself.com не так давно активно обсуждался вопрос «Не опасно ли делать эстетическую хирургию в Коста-Рике?» Среди более чем 700 отзывов (само по себе количество о многом говорит) ругательных немного. Некоторые латиноамериканские клиники уже получили аккредитацию по международным стандартам JCI (Joint Commission International) и расширяют специализацию. Так, Колумбия предлагает американским туристам наряду с традиционной «эстетикой» трансплантацию органов в одном из госпиталей Медельина.

Из рокеров в дантисты

Активность большинства стран Европы по привлечению новых пациентов-иностранцев гораздо меньше. Германия вполне удовлетворяется тем, что принимает медицинских гостей из соседних стран ЕС. А, например, Израиль в последнее время даже пытается ограничить количество таких визитов, считая, что по вине иностранцев граждане страны недополучают медицинские услуги. Исключение – Турция. «В этой стране недавно была создана очень сильная современная сеть центров ядерной медицины, – говорит член совета директоров «МРТ-Эксперт» Андрей Коробов. – В России это направление не развито. Пытается что-то сделать получившая инвестиции от «Роснано» компания «ПЭТ-Технолоджи», но я не вижу, чтобы у них это реально работало».

Из традиционных услуг развивающейся медицины страны Восточной Европы большее внимание уделяют стоматологии (подробнее о цене имплантатов – на карте «Куда пойти лечиться»). А главным двигателем прогресса выступает частная инициатива. Вот история одного из таких бизнесов.

01.jpg

Британец Дэниел Шоу собирался стать рок-музыкантом. «С 2000 года мы разъезжали по Европе, играли келтик-рок, – рассказывает он. – Очень хотелось создать хороший сайт для наших фанов, но денег не было. Я решил взяться за дело сам». Жизнь повернулась иначе. На основе общих музыкальных пристрастий Дэниел подружился со словацким дантистом доктором Мареком, который предложил ему создать сайт для своей еще пока не существующей клиники. Дэниел взялся за изучение потенциальных клиентов, отправляющихся на восток за недорогими зубами, и тут его осенило: нужно создать «британскую клинику за рубежом», чтобы его соотечественники могли лечить зубы дешево, но при этом как бы у себя дома. Так и родилась клиника dentalholiday.co.uk. Сайт создавался исключительно для англичан, клиника получила британскую аккредитацию, весь штат был нанят англоговорящий, а управляют клиникой «нейтив спикеры». Они же, чтобы усилить ощущение, что все как на родине, отвечают на письма пациентов.

Идея сработала. Вскоре клиника уже принимала от трех до пяти человек в день, а после статей в Daily Mirror и других изданиях их стало еще больше. Пришлось нанимать дополнительный персонал, а Дэниел задумался над сменой концепции. Он-то полагал, что пациентам приятно будет воспринимать поездку как отчасти туристическую, побродить по горам Словакии, побывать в соседней Вене – отсюда и название сайта. Но его соотечественники были настроены более прагматично. А может, просто слишком долго откладывали санацию полости рта: большинство стремилось как можно плотнее заняться лечением и не отвлекаться на пустяки. Друзья активизировали направление имплантации, укрепили техническую базу, организовали трансфер из аэропорта и обратно, арендовали квартиры для своих пациентов, и теперь, рассказывает The International Medical Travel Journal, обдумывают вопрос, как заманить в клинику пациентов не только из Англии.

Вводные процедуры

Особняком стоящее направление медицинского туризма – поездка за границу ради операций и процедур, получение которых в своей стране сильно затруднено или запрещено вовсе. Прежде всего, это аборты, суррогатное материнство, искусственное оплодотворение и эвтаназия.

«Туризм самоубийц», возможно, еще только начинается. Правительство Нидерландов, где эвтаназия была разрешена еще в 2002 году, опасалось, что в страну хлынет поток желающих умереть, поэтому в законе было специально отмечено, что решение должен принимать лечащий врач, давно знающий пациента, а не специалист, который впервые увидел его на консультации по поводу эвтаназии. Сейчас в Голландии на эвтаназию приходится 2-3% всех смертей, но соответствующее туристическое направление отсутствует. И весь этот не слишком веселый туристический поток приняла на себя Швейцария. Противники этого для многих сомнительного начинания в 2011 году инициировали референдум по поводу ограничения права иностранцев на «хорошую смерть» в Швейцарии. Но больше 70% граждан высказались против ограничений. Медицинских туристов с билетом в один конец ежегодно прибывает в Швейцарию чуть больше сотни. Почти всем им помогает некоммерческая ассоциация Dignitas, поставившая своей целью борьбу за право на смерть. Сама же услуга эвтаназии стоит примерно 9 тысяч евро.

Бизнес на суррогатном материнстве и донорстве яйцеклеток основывается на различиях в законодательстве европейских стран. Чехия, подошедшая к этому вопросу либерально, стала сейчас фактически международным центром искусственного зачатия. Например, у «ЭКО Клиники Злин», производящей 1 200 циклов оплодотворения в год, 75% клиентов – туристы из Франции, Канады, Австралии, США (подробнее – в материале «Долгое ЭКО друг друга», VM #10 (35) от 24 марта 2014 года). Французы едут в Чехию из-за сложностей своего правового регламента, американцы же приезжают оплодотворяться в Европу ради экономии. Страховкой искусственное оплодотворение в большинстве штатов не покрывается, а его средняя стоимость в США составляет $12,4 тысячи. В Чехии – по крайней мере вдвое дешевле.

Туристические потоки, связанные с абортами, в общем, невелики. Самые строгие правила насчет абортов в католических странах севера Европы – Польше и Ирландии. В Польше закон о фактическом запрете абортов был принят больше 20 лет назад. Каждый год, по данным польских феминисток, 30–40 тысяч полек уезжают делать аборт в Голландию, Чехию, Германию, но больше всего – в Англию. Цена операции начинается от 280 евро и порой доходит до 1 200, в среднем же составляет 400 евро. Но самый удивительный медицинский туризм придумала голландка Ребекка Гомпертс, создательница знаменитого общества Women on Waves. Организация зарегистрирована в Голландии, а аборты (не хирургические, а только медикаментозные) проводит на арендованных судах. Судну достаточно выйти из территориальных вод страны, объясняет Гомпертс, чтобы утратили силу голландские законы и перестали действовать запреты, все равно ни к чему хорошему не приводящие. 


медицинские услуги, медицинский туризм
Источник: Vademecum №36, 2015

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении