В случае утверждения поправок обновленный закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Минздрав предлагает проводить профилактику неинфекционных заболеваний, вызванных дефицитом йода, на популяционном, групповом и индивидуальном уровне с участием органов госвласти, работодателей, медицинских и образовательных организаций, учреждений соцобслуживания и воинских частей. Для предупреждения возникновения, распространения и раннего выявления заболеваний щитовидной железы ведомство намерено начать информирование населения о профилактике дефицита йода и организовать визуальное выделение йодированной соли в торговых залах магазинов, а также использовать такую соль при приготовлении продуктов в медучреждениях, садах, школах и других социальных учреждениях.
«Проект федерального закона не предусматривает повсеместного обязательного обогащения пищевых продуктов соединениями йода. Обогащение пищевых продуктов соединениями йода выделено в качестве одной из мер, которая может применяться для профилактики заболеваний, вызванных дефицитом йода», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Согласно данным НМИЦ эндокринологии, фактическое среднесуточное потребление йода жителем России составляет 40–80 мкг в день – это в три раза меньше установленной нижней границы нормы в 150–250 мкг. Причиной 65% случаев заболеваний щитовидной железы у взрослых и 95% у детей в НМИЦ называют недостаточное поступление йода с пищей.
В Минздраве отметили, что на данный момент все российские регионы являются йододефицитными в большей или меньшей степени. Дефицит йода приводит к тяжелым последствиям – по информации ведомства, ежегодно в эндокринологической помощи нуждаются более 3 млн взрослых и порядка 400 тысяч детей с заболеваниями щитовидной железы. Распространенность йододефицитных нарушений среди городского населения оценили в 10–15%, а среди сельского населения – в 13–35%.
Официальная статистика гласит, что в 2022 году у взрослых в России зафиксировали 11,367 млн случаев болезней эндокринной системы, из них болезни щитовидной железы выявлены в 3 млн случаев (27,1%), а доля йододефицитных заболеваний составляет 69,7% (2,148 млн пациентов). У детей от 0 до 17 лет зафиксировано 1,684 млн случаев болезней системы, из них 23,6% приходится на заболевания щитовидной железы (397,7 тысячи случаев). Доля йододефицитных заболеваний составляет 71,2% – 283,3 тысячи детей.
В 2022 году специалисты провели 47 527 оперативных вмешательств на органах эндокринной системы, среди них лидируют тиреотомии, доля которых составила 65,6% (31 215 операций), причем в детском возрасте (0–17 лет) доля тиреотомий среди всех операций на эндокринной системе составила 37,7% оперативных вмешательств (480 из 1 274).
«Динамика распространенности и заболеваемости йододефицитных заболеваний у взрослого населения Российской Федерации за последние пять лет отражает неуклонный тренд на увеличение. Фактическая распространенность йододефицитных заболеваний у детей и взрослых в десять раз превышает регистрируемую», – говорится в пояснительной записке.
Объем затрат только на «базовую» лабораторную диагностику при динамическом наблюдении за пациентами с заболеваниями щитовидной железы (ежегодное определение уровня тиреотропного гормона) в Минздраве оценили в более 2 млрд рублей в год. Годовые затраты системы здравоохранения на госпитализацию и радикальное лечение (оперативные вмешательства и радиойодтерапия) пациентов с йододефицитными заболеваниями составляют не менее 5 млрд рублей.
В сумме ежегодные расходы на обследование и лечение пациентов с йододефицитными заболеваниями оцениваются в более 62 млрд рублей. В ведомстве сделали вывод, что эндемический зоб и другие йододефицитные заболевания являются актуальной медико-социальной проблемой. Решить ее возможно при помощи «адекватной йодной профилактики».
Нормализация потребления йода в питании населения, как следует из пояснительной записки, поможет в ликвидации йододефицитного кретинизма и ассоциированной с ним инвалидизации, снижении заболеваемости йододефицитными заболеваниями у детей на 70–80%, у взрослых – на 40–45%, уменьшении числа операций по удалению узловых форм заболеваний щитовидной железы на 30–40%.
На данный момент, согласно статистике Минздрава РФ, йодированную соль употребляют менее 30% населения страны. Хлеб и хлебобулочные изделия, производящиеся с использованием соли пищевой йодированной взамен обычной пищевой соли, отвечают критериям обогащенных пищевых продуктов. В результате при производстве 150 грамм хлеба в нем будет содержаться 53 мкг йода, или 35% от рекомендуемого суточного потребления для взрослых. Употребление йодированной соли и хлеба позволит обеспечить до 90% от рекомендаций по потреблению.
«Учитывая относительно высокое потребление хлебобулочных изделий в Российской Федерации, особенно в сельской местности, можно полагать, что при реализации положений данного законопроекта по обогащению пищевых продуктов йодом, использование соли пищевой йодированной при приготовлении пищевых продуктов, в том числе при производстве хлебобулочных изделий, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, воинских частях, в России будет достигнуто оптимальное обеспечение йодом основных социально значимых групп населения», – говорится в пояснительной записке.
Дополнительные расходы при йодировании соли увеличат ее цену на 10–15%. Разница в цене между простой и йодированной солью (в обычной полиэтиленовой или картонной упаковке) составит не более 1-2 рублей, что «несопоставимо с затратами государства на обследование и лечение пациентов с йододефицитными заболеваниями».
В мае 2023 года глава НМИЦ эндокринологии Наталья Мокрышева указала на дефицит профильных врачей первичного звена, который наблюдался в 55 регионах России. В целом по стране не хватает более 2 тысяч специалистов, включая детских. По мнению Мокрышевой, дефицит кадров отчасти связан с оттоком специалистов в частные клиники и дисбалансом в оплате труда терапевтов и узких специалистов в некоторых регионах.