В пояснительной записке к проекту указано, что добровольное получение бумажного свидетельства об аккредитации является альтернативой выписке, которую можно получить через портал госуслуг. Выписка остается бесплатной, она оформляется в течение трех дней с момента подачи заявления в электронном виде. Бумажный вариант документа придется ждать до 30 дней.
Однако несмотря на появление упрощенного способа получения документа о прохождении аккредитации, Минздраву все равно приходится напоминать региональным министерствам о том, что свидетельство на бумажном носителе при приеме на работу необязательно. Ведомство весной 2022 года рассылало в субъекты тематические письма. Вкладка о юридической равнозначности электронного документа и бумажного также стала появляться при открытии сайта федеральных аккредитационных центров (ФАЦ).
Поправки в 323-ФЗ «Об основе охраны здоровья граждан в РФ», согласно которым медики после прохождения аккредитации могут допускаться к работе без бумажного свидетельства (документ заменяется отметкой в ЕГИСЗ), были приняты в июле 2021 года. Помимо юридического уравнивания документов в электронном и бумажном виде, законом исключается требование о соответствии полученного образования медработников федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), поскольку, как отмечают авторы инициативы, большая часть специалистов отрасли здравоохранения сегодня имеют медицинское и фармацевтическое образование, полученное не в соответствии с ФГОС (такая система введена только с 2011 года).
Возможность получить на портале госуслуг выписку о наличии у медицинского или фармацевтического работника аккредитации специалиста появилась в марте 2022 года. Сведения на сайт в течение трех дней подгружаются из подсистемы ЕГИСЗ – Федерального регистра медицинских работников (ФРМР).
Медики смогут получить выписку о прохождении аккредитации, подав заявление на портале госуслуг. Если основные данные гражданина (ФИО, дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о документе, удостоверяющем личность) уже внесены в систему, ему останется указать номер телефона и e-mail. Новая услуга направлена на то, чтобы облегчить и ускорить процесс получения выписки, которая становится аналогом бумажного свидетельства. Однако электронный документ имеет юридическую силу, только если данные о прохождении аккредитации внесены в ФРМР.