13 Мая 2024 Понедельник

Врачам рекомендовали делегировать часть функций среднему медперсоналу
Милана Бородина
Мединдустрия
7 декабря 2022, 19:32

Фото: komiinform.ru
5346

ЦНИИОИЗ представил методические рекомендации по организации записи на прием к врачу. Среди прочего в документе прописано, какие функции врачи могут передать персоналу со средним медицинским или немедицинским образованием. Для внедрения рекомендаций в клиники в 19 регионах уже реализуется пилотный проект. Vademecum выбрал из рекомендаций основные тезисы.

Терапевты смогут делегировать часть работы персоналу со средним медобразованием

Специалисты со средним медицинским образованием смогут вместо врачей-терапевтов готовить списки граждан для диспансеризации и профилактических медицинских осмотров, проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения. Немедицинские работники смогут вести персональный учет, базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения и паспорт врачебного (терапевтического) участка. Между терапевтом и персоналом будут распределяться обязанности по организации и проведению мероприятий по пропаганде ЗОЖ.

Функции, которые могут быть распределены между участковым врачом-терапевтом и персоналом со средним медобразованием:

· проведение медосмотров (профилактических, предварительных, периодических);

· диспансерное наблюдение за состоянием здоровья людей, страдающих хроническими заболеваниями;

· определение медицинских показаний к введению ограничительных мероприятий (карантина);

· оценка эффективности и безопасности применения медикаментозных и немедикаментозных методов лечения;

· предоставление отчетности о своей деятельности;

· активное посещение маломобильных пациентов на дому для динамического наблюдения;

· организация и проведение школ здоровья, оформление листков нетрудоспособности;

· оформление экстренного извещения при выявлении инфекционного заболевания, пищевого, острого отравления;

· контроль за проведением профилактических мероприятий;

· работа с медицинской документацией;

· направление пациента на лабораторное и инструментальное обследование;

· проведение иммунизации населения.

Немедицинским работникам врачи смогут делегировать такие полномочия:

·  ведение персонального учета, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения и ведение паспорта врачебного (терапевтического) участка;

· получение результатов лабораторных и других исследований пациентов и внесение сведений в медицинскую документацию;

· сопровождение пациентов на диагностические и лечебные процедуры;

· организация амбулаторного приема врачом-специалистом;

· регулировка потока пациентов на врачебном приеме;

· информирование пациентов о врачебном приеме, в том числе с целью прохождения диспансерного наблюдения;

·  предоставление информации по вопросам приема населения непосредственно или с использованием технических средств, в том числе электронных.

В ноябре 2022 года Минздрав представил проект приказа, согласно которому отдельные функции терапевта, врача-специалиста или фельдшера ФАПа по диспансерному наблюдению смогут осуществлять медицинские сестры и регистраторы. Планируется, что они смогут вести медицинскую документацию, проводить мероприятия по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни, проводить динамическое наблюдение за показателями состояния здоровья пациента с последующим информированием лечащего врача и выполнять медицинские манипуляции по назначению лечащего врача.

Особенности записи на прием

В методических рекомендациях приведен список специальностей врачей, к которым пациенты смогут записаться через портал госуслуг или кол-центр самостоятельно (без направления от терапевта). Речь идет о хирургах, офтальмологах, акушерах-гинекологах, оториноларингологах, стоматологах, участковых педиатрах, детских психиатрах и фтизиатрах.

В конце июля 2022 года вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил главам субъектов создать региональные «витрины данных», необходимых для записи на прием к врачу, и до конца года подключить их к «Госуслугам». «При создании витрин данных необходимо особо сосредоточиться на повышении качества предоставления госуслуг населению, особенно дистанционной записи на прием к врачу, о которой говорил недавно президент. Мы отмечаем, что в рамках пилотного проекта в Башкирии, Дагестане, Калуге, ЯНАО, Оренбурге качество предоставления услуги существенно выросло. Необходимо совместно с Минздравом России и региональными органами здравоохранения до конца года эту задачу решить», – сказал вице-премьер.

Время на прием пациентов

Методические рекомендации ЦНИИОИЗ устанавливают типовые нормы времени, отведенного на прием. Участковый педиатр и терапевт в среднем должны уделить пациенту 15 минут, врач общей практики – 18 минут, оториноларинголог – 16 минут, офтальмолог – 14 минут, акушер-гинеколог – 22 минуты, стоматолог-терапевт – 44 минуты, хирург – 26 минут, фтизиатр – 35 минут.

В рекомендациях отмечено, что в случае отсутствия в федеральных нормативных правовых актах установленной длительности приема врача такой документ должен быть разработан, исходя из потребности, кадрового потенциала и врачебной специальности медицинских работников. Так, регуляторам придется определить, сколько врач будет отводить времени на визит с профилактической целью или на повторный прием в связи с заболеванием. В документе ЦНИИОИЗ отмечено, например, что участковый терапевт должен уделить на ведение документации меньше 35% времени, но в отношении стоматолога или детского психиатра такая норма еще не установлена.

Модели работы с расписанием на прием

Согласно методрекомендациям, РОИВ, исходя из особенностей системы здравоохранения субъекта (существующей нормативной правовой базы, сети медорганизаций, кадровой ситуации, уровня цифровой зрелости, иных значимых факторов), смогут выбрать централизованную или децентрализованную модель работы с расписанием. В первом случае формирование и ведение расписания будет вестись на региональном уровне, во втором – медицинскими организациями самостоятельно. Независимо от выбранной модели, расписание будет храниться в Государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации (ГИСЗ).

При централизованной модели клиники будут передавать с установленной периодичностью информацию о плановом графике работы врачей или его изменении в единый региональный кол-центр. Авторы рекомендаций отмечают, что связь между единым региональным кол-центром и медицинской организацией должна быть двусторонней. Важна также оперативная передача обратной связи о возникающих проблемах от пациентов.

При децентрализованной модели клиники сохранят отдельные телефонные номера регистратуры. Отмечается, что при таком подходе сотрудники кол-центра смогут быстрее решать проблемы и отвечать на вопросы об аспектах работы медорганизации. Общая рекомендованная продолжительность внедрения той или иной модели не должна превышать трех месяцев. Большая часть регионов, которые участвуют в пилотном проекте, пошла по менее сложному децентрализованному пути, рассказала директор ЦНИИОИЗ Ольга Кобякова.

Работа с обращениями пациентов

Вне зависимости от очного или дистанционного способа обращений пациента в клинику, они будут дробиться на запросы информации и целевые обращения (направленные на получение медицинской помощи). Авторы рекомендаций указывают на то, что требуется снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций и недопонимания. Для того чтобы обращение пациента было обработано быстро и качественно, рекомендуется ввести скрипты разговоров.

В методических рекомендациях отмечено, что необходимо минимизировать очные обращения и запросы информации от пациентов. Если у такого параметра высокие показатели, то следует найти дефект информирования пациентов через сайт медорганизации или инфостенды.

«Лист ожидания»

В условиях отсутствия свободных слотов для записи к врачу планируется использовать механизм «лист ожидания». Если пациент пытается записаться при общении с работником клиники, то у него сразу появляется возможность оставить заявку на включение в «лист ожидания». В том случае, если человек пытается записаться к врачу через сайт госуслуг, региональный портал или инфомат, ему должно прийти уведомление о возможности связаться с оператором. Ответственный за работу с расписанием в свою очередь связывается с первым стоящим в очереди «листа ожидания», чтобы предложить освободившиеся дату и время приема и получить его согласие либо отказ. Как отмечают составители рекомендаций, благодаря этому снизится количество пациентов, не получивших медпомощь, а удовлетворенность медицинской помощью вырастет.

Последний пункт имеет особо важное значение. В декабре 2021 года Владимир Путин поручил Правительству РФ «установить целевой показатель, характеризующий удовлетворенность населения качеством медицинской помощи, а также осуществлять мониторинг достижения этого целевого показателя». В июле 2022 года глава Минздрава Михаил Мурашко рассказал, что в ведомстве выполнили поручение и разработали методику измерения удовлетворенности населения оказанием медицинской помощи. Методика была разработана как раз ЦНИИОИЗ и прошла валидацию в Удмуртской Республике, Липецкой и Белгородской областях.

Источник: ЦНИИОИЗ

Мишустин предложил оставить Мурашко главой Минздрава

Картина дня: дайджест главных новостей от 8 мая 2024 года

Функцию мониторинга сердца Apple Watch впервые одобрили для применения в КИ

Минздрав и Минобрнауки не имеют претензий друг к другу из-за медфакультетов в непрофильных вузах

Общественники ищут 550 млн рублей для возведения хосписа в Ижевске

Олегу Серебрянскому продлили срок ареста

Минздрав закупит препараты с нусинерсеном и рисдипламом на 9 млрд рублей

Глава Крыма из-за жалоб пациентов будет еженедельно мониторить работу клиник

Путин определил национальные цели развития. Главное о здравоохранении

Выплаты академикам РАН увеличат до 200 тысяч рублей