20 Мая 2024 Понедельник

Концессии в здравоохранении: что игроки рынка ждут от регуляторов. Главное с Недели ГЧП
Милана Бородина
Мединдустрия Регуляторы
14 сентября 2022, 20:57

Фото: «Росинфра»
3127

Бюрократические проблемы, вызванные отсутствием четкой нормативно-правовой базы, электронных площадок для взаимодействия и типовых проектов, приводят к тому, что концессионные соглашения и другие договоры о государственно-частном партнерстве (ГЧП) в сфере здравоохранения заключаются очень медленно и затем реализуются в течение длительного времени. К таким выводам 14 сентября пришли участники сессии «Перезагрузка ГЧП в здравоохранении. Новые подходы к развитию первичного звена» на Российской неделе ГЧП 2022. Главные тезисы обсуждения – в обзоре Vademecum.

Илья Иванов, управляющий партнер «МИР» (сеть клиник «Полимедика»):

– Как может существовать Минздрав, который не общается с третью отрасли вообще, а общается только с государственным здравоохранением? <…> Так быть не может. Точно нездоровая ситуация: по моему мнению, на самом деле эти проекты по «первичке» – они простые. Условно, есть пять ключевых моментов, по которым можно договориться с регионом, причем в цифрах. Где площадка для коммуникации между ФОИВ и теми, кто здесь находится, кто этим занимается, этими проектами? Где типовая концессия, чтобы регион пришел на электронную площадку, сказал: «Надо поликлинику на столько-то населения». Дальше в его руках стандартный договор, со всеми стандартными прописанными рисками, и можно «выкатывать» со списком, куда идти, чтобы учреждение получить. В конечном итоге все, о чем мы рассуждаем, – трансакционные издержки. Строить поликлинику – год, а все остальное это переговоры, соглашения. Нам надо, чтобы была поликлиника, которая лечит людей бесплатно по ОМС. Это задача. А дальше – [неважно] какая там форма собственности. Это форма реализации: 44-ФЗ, 115-ФЗ, на это уходят годы. А самое ключевое, маркер того, что происходит в системе, на нашем опыте стало известно, что в принципе участие в проекте – это чистая русская рулетка.

Арсен Галстян, управляющий партнер ГК «Ташир Медика»:

– Первое, что в ГЧП для меня главное – это партнерство, текущее состояние на него не похоже. Есть определенные, скажем так, умозаключения, законодательные инициативы и прочие, которые формируются без системного участия частного игрока в рабочих группах, – это не партнерство. Это такое однобокое воззрение на то, каким должно быть ГЧП, из этого и выходят основные проблемы. Второе – это отсутствие стратегии по здравоохранению. <…> Третье – темпы. О каких темпах мы говорим, если пять лет идет обсуждение [какого-либо ГЧП-проекта], и пять-семь лет он будет окупаться? Это очень хорошая, комфортная зона окупаемости для любого частного инвестора, но в общем и целом – это очень долгая история, которая, к сожалению, в отсутствии стратегии говорит о том, что мы формируем здравоохранение, в лучшем случае, сегодняшнего дня, если не вчерашнего. А все оно уже ушло далеко вперед. Первичное звено – это одно из самых интересных и фокусных для нас направлений, и мы считаем, что делать CAPEX (капитальные расходы) в него сейчас не имеет никакого смысла. Это все смещается совершенно в другую область, и в ближайшем будущем, в течение 3-5 лет, скорее всего, если мы не пойдем своим путем, отдельно (такое тоже возможно), я считаю, это все перейдет в другие системы, которые минимизируют необходимость CAPEX. Нужно ли нам строительство гигантских сооружений, гигантского метража?

Сейчас на рынке отсутствует частная структура, которая может системно управлять здравоохранением. Что в первичной, что в стационарной системе – это утопия. Вся система не была к этому готова. Участники государственного здравоохранения считают, что частное здравоохранение – не оптимальная модель для нашего текущего состояния. Возможно, но в отсутствии альтернативы конкуренции госздравоохранению как и все безальтернативное придет в упадок, это факт.

Анна Багинская, управляющий директор, руководитель Центра ГЧП Сбербанка:

– У нас в портфеле около 200 концессионных проектов и 10 ГЧП-соглашений. Так вот то, что сейчас есть в законодательстве, несмотря даже на то, что нет пункта о технической эксплуатации, хотя мы активно это продвигали, и именно Минздрав не поддержал и эту правку запретил, все что есть – это скорее поддержка для банков, для консультантов, для концессионеров и концедентов. Мы понимаем, что чем проще законодательство, тем больше у прокуратуры, СК и ФАС возможностей предъявить к этому законодательству претензии. Поэтому чем больше нюансов описано, тем проще нам с вами будет защищаться. К сожалению, по-другому говорить не приходится.

Среди плеяды госпрограмм, которые появились в разных отраслях по поддержке федераций и инфраструктурных объектов, здравоохранение вообще не находится в приоритете. Не секрет, что все субъекты очень просто выбирают себе инфраструктурные задачи: где есть поддержка, туда и бежим. <…> Я сильно не завидую субъектам с точки зрения здравоохранения, будь то поликлиники или клинические больницы, перинатальные или онкоцентры. Сильно не завидую, если не появится госпрограмма. Какая бы она не была: пусть это будет капитальные грант, пусть даже она будет неправильно сформулирована, пусть она не будет соответствовать 115-ФЗ. Пока не появятся – объектов в сфере здравоохранения мы массово не увидим.

Павел Овчинников, генеральный директор ООО «К1 Концессии»:

– «К1» – относительно небольшой игрок на рынке ГЧП, сейчас семь объектов реализуется по схеме государственно-частного партнерства и концессии, 55 млрд общий объем портфелей проектов, которые подписаны. У нас в проекте поликлиники сахалинские. Мы заинтересованы в новых проектах, с рядом регионов уже обсуждаем их по подобной же схеме. Самое тонкое – это недоверие публичной стороны к тому, чтобы отдать в частные руки такое важное звено здравоохранения. Оно не самое рискованное – это не хирургический комплекс, но тем не менее важно, так как находится на форпосте работы с населением.

Владимир Давыдов, заместитель директора Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России по оказанию ВМП и работе с филиалами:

– Хотелось бы отметить основные направления: обеспечение окупаемости проекта, на наш взгляд, наиболее важный фактор, который позволит двигаться в этом направлении, и, безусловно, о чем я готов говорить очень долго, необходимо организационно-правовое сопровождение проектов. К сожалению, в системе здравоохранения нет специалистов, которые владеют тонкостями 115-ФЗ и 224-ФЗ, и мы потратили массу средств (я не буду называть компанию, которая нам помогала в этом), времени, провели много переговоров, чтобы разработать хотя бы предпроектный вариант взаимодействия. Мы заинтересованы в развитии нашего отечественного здравоохранения, может, по узкому нашему профилю оториноларингологии, но я подчеркну, что это наиболее востребованная сфера, наиболее часто встречаемая по заболеваемости, и мы готовы здесь вкладывать свои силы, ресурсы и стремления. Проводя аналогию с ЛОР-службой, именно первичное звено является, наверное, наиболее благоприятным этапом в плане оказания медицинской помощи, потому что, по нашим оценкам до 80% услуг оказывается именно в первичном звене.

Источник: Vademecum

Страховые случайности. Как Верховный суд трактовал спорные аспекты расходования средств ОМС

Мединдустрия

Сегодня, 18:32

Соцфонд разработал правила работы информсистемы для обеспечения населения ТСР

Мединдустрия

Сегодня, 17:33

Регулятор изменил порядок выдачи документа для получения льгот на комплектующие для медизделий

Мединдустрия

Сегодня, 16:36

В Сеченовском университете открыли программу магистратуры по нанотехнологиям в медицине

Мединдустрия

Сегодня, 15:31

Скончался президент Российского общества терапевтов Анатолий Мартынов

Мединдустрия

Сегодня, 13:40

На достройку Камчатской больницы снова выделили почти миллиардный транш

Мединдустрия

Сегодня, 12:12

Денис Мантуров будет курировать работу Минпромторга и соцразвитие УрФО

Мединдустрия

Сегодня, 10:57

ВСП просит Минздрав расширить программу по борьбе с ССЗ

Мединдустрия

Сегодня, 9:45

С Днем фармацевтического работника!

Картина дня: дайджест главных новостей от 17 мая 2024 года