Анатолий Домников, председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ:
– Не берусь судить в полном объеме о тех факторах, которые подвигли правительство страны к принятию такого решения. Одним из них, очевидно, стали организационные и штатные изменения в системе здравоохранения в связи с ковид-эпидемической ситуацией. Наш профсоюз откровенно разочарован таким решением. Должен сказать, что и у медработников перенос вызвал, мягко говоря, недоумение, ведь они ждут повышения зарплаты, тем более в условиях изменения механизмов установления «ковидных» выплат. Реформа системы оплаты труда давно назрела, а отсутствие конкретных шагов в этом направлении не позволяет решить острейшую проблему дефицита кадров. Очевидно, что приостановка «пилота» стала шагом назад в той огромной работе, которая по поручению президента проводилась два последних года. Мы будем продолжать участвовать вместе с разработчиками в доводке проекта, основываясь на предложениях с мест. Необходимо еще раз серьезно проанализировать эффективность предложенного механизма оценки региональной экономической дифференциации размеров окладов, чтобы обеспечить сближение уровней зарплаты по регионам. Расчетная величина, заложенная в основу исчисления окладов, также должна быть увеличена. Нам не удалось достичь взаимопонимания с федеральными властями по ряду надтарифных выплат. В частности, мы будем настаивать на сохранении надбавки за стаж, на увеличении размера доплаты за работу в ночное время, на достижении консенсуса по формированию новой модели оплаты труда и для немедицинских работников, в первую очередь водителей скорой помощи, которые не попали в «пилот».
Андрей Коновал, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие»:
– По самым скромным оценкам, маневр потребует дополнительно не менее 500 млрд рублей в год, и, возможно, в нынешних экономических условиях правительству показалось, что это слишком много. К тому же если что-то пойдет не так (а у нас в здравоохранении все время что-то идет не так), возрастают политические риски. Единая отраслевая система подразумевает, что уровень зарплаты фактически каждого медработника определяется федеральным центром и, если возникнут проблемы, ответственность ляжет непосредственно на центральное правительство. Перенаправить недовольство медработников на «плохих» региональных чиновников уже не получится. Мне кажется, подобная отсрочка – до 2025 года – дипломатичная форма отказа от самой идеи отраслевой системы. Полагаю, правительство просто недооценивает глубину проблем и уровень социальной напряженности в здравоохранении. В краткосрочной перспективе мы прогнозируем резкий рост социальной напряженности в коллективах. Митингов не будет, но стихийные вспышки протеста, коллективные петиции, демонстративные увольнения целых групп специалистов вероятны. В долгосрочной – мы получим кадровую катастрофу в госклиниках, особенно в регионах, в сельской местности. Разработанный правительством проект в целом существенно улучшает ситуацию, но у нас к нему есть и возражения. Прежде всего, он закрепляет серьезный разрыв в уровне зарплат между регионами по одним и тем же должностям, максимальный – между Москвой и самыми «бедными» регионами – в три с лишним раза. Еще минус – проект распространяется только на медиков и не затрагивает водителей скорой помощи. Мы еще в октябре 2021 года предложили разработчикам проекта снизить разрыв в должностных окладах, изменив методику расчета регионального коэффициента. Правительство положило в его основу уровень медианной зарплаты, мы же предложили опираться на стоимость фиксированного набора товаров и услуг, рассчитываемого Росстатом. В качестве минимальной расчетной величины (оклада санитарки в двенадцати «бедных» регионах), от которой в проекте пляшут все оклады, мы предложили двойной МРОТ, а не один, как у правительства. Но еще раз подчеркиваю: даже в нынешнем виде проект предполагает серьезное повышение окладов и зарплат основной массы медицинских работников, причем в расчете на ставку по каждой должности, а не «среднюю температуру» по больнице.
Ирина Николаева, замминистра здравоохранения Белгородской области («пилотный» регион):
– Минздрав Белгородской области не располагает информацией о причинах переноса срока запуска проекта, от медработников региона отзывов на проект не поступало, и наше министерство не имеет предложений для разработчиков о корректировках. Вместе с тем, несмотря на изменение сроков запуска, правительство области планирует принять постановление о внесении поправок в действующее положение об оплате труда работников здравоохранения в части повышения должностных окладов. Предполагается, что доля выплат по окладам в структуре зарплаты в документе будет прописана на уровне 50–53% в зависимости от категории работника. Размеры окладов будут привязаны к МРОТ для ежегодной индексации, а минимальный оклад будет не ниже МРОТ.
Илья Шилькрот, президент НАНМО:
– Перенос «пилотирования» новой системы оплаты труда в профессиональном сообществе не обсуждался. И раз появилось время, то, возможно, стоит ее проверить в одной-двух медицинских организациях, не объявляя «пилотных» проектов и не рискуя в масштабах системы здравоохранения того или иного субъекта. Начнем с того, что ранее существовала понятная система под названием «единая тарифная сетка». Может быть, следует конкретизировать, сказать, что есть базовый оклад на основании тарифа с учетом всех льгот и доплат (за стаж, степени и так далее), к базовой ставке прибавляются другие обязательные выплаты, например, за вредность труда, и учитываются коэффициенты субъекта РФ. Определяется соотношение базовых ставок и стимулирующих выплат, которые не должны превышать 30%, и принципы распределения стимулирующих выплат. Понятные, прозрачные и абсолютно объективные, которые легко считаются, а не виртуальные, которыми можно манипулировать. Должно быть и соотношение заработных плат сотрудников на разных должностях. Допустим, зарплата главного врача, включая стимулирующие выплаты, не может быть более чем на 10% выше, чем зарплата его заместителя. У замглавврача – не может быть выше, чем у завотделения, и так далее. Или, наоборот, идти от вспомогательного персонала или младшего. Все просчитывается отдельно для медицинского и немедицинского персонала – четко, понятно, чтобы каждый понимал, почему сегодня он получил одну зарплату, а завтра – другую. В качестве примера: есть два участковых врача, работают они в аналогичных условиях и на одинаковых по численности прикрепленного населения участках. Один принимает 100 человек в день, а другой – 80. Почему он принимает 80? Потому что тот, который принимает 100 человек, никого не опрашивает и не осматривает, а работает, как на конвейере, и у него больше осложнений, больше госпитализаций с гипертоническими кризами и поздняя выявляемость онкозаболеваний. А тот, который принимает по 80 человек, показывает другой результат. Или нет? Ответ на этот вопрос должны искать администраторы и управленцы. Может быть, это они KPI неправильный поставили? Или, может быть, у одного врача на участке пациенты молодые и реже обращаются? Или есть проблема транспортной доступности – кабинет расположен так, что не добраться? На мой взгляд, отдать решение вопроса оплаты труда на откуп главным врачам было ошибкой. Принципы должны быть едиными. Вот две поликлиники стоят – одна на Плющихе, а другая на Пироговке, у них разные системы оплаты труда. Они отражены в положениях об оплате труда, положениях о премировании и так далее. Эти документы, кстати, можно согласовывать с трудовым коллективом, чтобы они имели больший вес. Допустим, но база должна быть одна – единая тарифная сетка, определенные регулятором соотношения и пропорции.
Назар Шевченко, первый замдиректора Депздрава Курганской области («пилотный» регион):
– Депздрав Курганской области вместе с Медицинским информационно-аналитическим центром региона за прошедший период собрали, проанализировали и подготовили все запрашиваемые материалы, выполнили оперативные задания, поставленные Минздравом и Минтрудом РФ для подготовки к переходу на новую систему оплаты труда. Также мы провели моделирование фонда заработной платы медработников с применением проектных параметров новой системы по нескольким вариантам. От медработников отзывов на проект новой системы в Депздрав не поступало.
Анна Солдатова, первый заместитель директора Депздрава Севастополя («пилотный» регион):
– Внедрение проекта требует финансовых затрат. Ведется работа по выработке и оценке необходимых объемов дополнительного финансирования. В связи с отсутствием выработанных общих подходов отзывы о проекте от медицинских работников не поступали. Новая система оплаты труда позволит привести в единую систему расчет заработной платы медицинских работников на территории всей Российской Федерации, в результате чего размер заработной платы будет отличаться лишь из-за территориальной особенности медицинской организации, что положительно скажется на работе медицинских работников. Прозрачность новой системы позволит исключить конфликтные ситуации между работодателем и медицинским работником, возникающие вследствие того, что медицинский работник не всегда понимает принцип формирования и начисления заработной платы.
Марина Лапочкина, врио начальника Управления здравоохранения Тамбовской области («пилотный» регион):
– Реализация «пилотного» проекта по внедрению новой системы оплаты труда медицинских работников отложена до 2025 года. Причины переноса до субъектов РФ не доводились. Предложений для разработчиков проекта о его корректировке у управления нет.
Лилиана Перелыгина, замминистра здравоохранения Оренбургской области («пилотный» регион):
– Министерство здравоохранения Оренбургской области является правоприменителем правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а потому не обладает компетенциями по анализу причин распространения их действия во времени и по кругу лиц, а равно по перспективам внедрения федеральных проектов. Отзывы от медицинских работников в Министерство здравоохранения Оренбургской области на проект не поступали. Предложений по вопросам реализации «пилотного» проекта, в том числе по корректировке его параметров, не имеется.