«Понятно, что нужно дополнительное финансирование. Свердловской области поступят средства в том числе», – сообщил министр корреспонденту «Уралинформбюро». До этого проблему нехватки средств Михаил Мурашко не озвучивал.
В Свердловской области совокупный долг с конца 2020 года достигал 3 млрд рублей, из них 1,7 млрд рублей были погашены за счет регионального бюджета. О несоответствии реальных затрат на медпомощь и бюджета терпрограммы еще весной говорил директор ТФОМС Свердловской области Валерий Шелякин.
В конце июня на ту же тему высказался и главврач ГКБ №40 Александр Прудков. По его словам, тарифы по всем заболеваниям, кроме COVID-19, сократились на 25%, вслед за ними снизилась и зарплата. Прудков предложил исключить «ковидные» госпитали из ОМС и перевести на бюджетное финансирование. С этим тезисом Михаил Мурашко не согласился: «Система построена таким образом, что нельзя разделить пациентов на тех или других – это комплексная система оказания медицинской помощи: лабораторная и стационарная. Нужно помнить и о пациентах с хроническими заболеваниями, а также о беременных женщинах, которые также могут заразиться коронавирусом».
С аналогичной проблемой, как выяснил Vademecum, столкнулись и другие регионы. В первые три месяца 2021 года долги перед медорганизациями возникли не менее чем в 52 регионах. По данным ВСС, в январе задолженность по оплате медпомощи, оказанной в 2020 году, достигла 55,5 млрд рублей, но к 1 мая, по сведениям ВСС, эту сумму удалось сократить более чем в полтора раза – до 17,8 млрд рублей.
Так случилось из-за того, что территориальные программы ОМС ни в 2020-м, ни в 2021 году оказались не рассчитаны на повышенные расходы в круглосуточном стационаре. Средний финансовый норматив на случай лечения в круглосуточном стационаре, согласно программе госгарантий, составляет 36 тысяч рублей, тогда как средний тариф лечения COVID-19 по ОМС – 150–200 тысяч рублей.
В начале июля Правительство РФ распорядилось направить в 2021 году остатки бюджета ФФОМС в размере 25 млрд рублей на дополнительное финансирование лечения пациентов от COVID-19, проведенного в январе – марте. Из них 4 млрд рублей полагаются Москве, вторым по объему поддержки стал Санкт-Петербург, которому выделено 1,9 млрд рублей, далее следуют Московская (1,4 млрд рублей), Ростовская (685 млн рублей) и Свердловская (558 млн рублей) области.