Законопроект, внесенный в Госдуму в декабре 2019 года, предполагает поправки к ст. 32 закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (лицензирование деятельности субъектов страхового дела) и в 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части повышения роли страховых медицинских организаций в защите прав застрахованных лиц в сфере ОМС.
Авторы предлагают наделить дополнительными функциями ФФОМС, который должен будет отслеживать деятельность страховых медицинских организаций (СМО) по ряду показателей, а затем выкладывать результаты мониторинга в открытый доступ. Кроме того, ФФОМС предстоит информировать Центральный банк РФ о заключении, прекращении или досрочном расторжении договоров между ТФОМС и СМО.
Наталья Стадченко, представлявшая документ депутатам Госдумы, отметила тенденцию по сокращению числа действующих СМО – с 36 компаний в 2018 году до 34 организаций в 2020-м. Стадченко также сообщила, что на 2019 год СМО на ведение дел получили 18,6 млрд рублей, сумма штрафных санкций, наложенных СМО на медучреждения, составила 1,9 млрд рублей.
Пока Госдума успела рассмотреть законопроект только в первом чтении, коррективы планировалось представить к 20 марта 2020 года, но с тех пор инициатива никуда не продвинулась. Дата второго чтения пока не обозначена.
В конце мая 2020 года Правительство РФ также направило в Госдуму проект ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда ОМС за 2019 год». Параллельно ответственным за представление документа лицом назначена председатель ФФОМС Елена Чернякова. Соответственно, ей предстоит защищать бюджет, который формировался и исполнялся еще при экс-главе фонда Наталье Стадченко.