Как отмечается в исследовании, увеличение аудитории санаторно-курортного комплекса связано с трудностями в получении медуслуг в больницах и поликлиниках, ростом популярности туров «выходного дня», специальных кратковременных программ оздоровления и реабилитации. Кроме того, привлекательность санаториев и курортов Крыма, Краснодарского, Ставропольского и Алтайского краев, как для российских, так и для иностранных потребителей повысилась из-за изменения валютных курсов.
В 2018 году доля клиентов, получающих лечение вместе с проживанием, составляла 90,5% от общей численности лечившихся в санаториях, а оставшиеся 9,5% аудитории обслуживалось по курсовкам (без проживания).
По прогнозам BusinesStat, численность потребителей санаторно-курортных услуг в стране продолжит расти и достигнет 7,8 млн человек в 2023 году. Этому поспособствует вступление в 2019 году в силу закона «О налоговых льготах при оплате предприятиями отдыха своих работников в РФ», позволяющего работодателям направлять на эти цели до 50 тысяч рублей в год на сотрудника и относить эти затраты на ФОТ.
В 2018 году Правительство РФ выделило 1,5 млрд рублей субвенций на санаторно-курортное лечение льготников и оплату проезда в санатории шести регионам. Больше всех получила Москва – 997,4 млн рублей, Московской области было выделено 317,4 млн рублей, Самарской – 115,4 млн рублей, Ульяновской – 42,4 млн рублей, Брянской – 41,2 млн рублей, Ингушетии – 20,4 млн рублей.
В числе основных направлений Стратегии развития санаторно-курортного комплекса, разработанной Минздравом и утвержденной Правительством РФ в ноябре 2018 года, значатся усовершенствование системы государственного регулирования, обеспечение отрасли кадрами, организация системы информирования медработников и населения о возможностях санаторно-курортного комплекса, развитие инфраструктуры курортов, повышение инвестиционной привлекательности отрасли.