По мнению заявителей, компания-оригинатор рассчитывает прибегнуть к так называемому «двойному патентованию» через регистрацию эксклюзивных прав на другую композицию бедаквилина. Активисты считают, что в случае одобрения патентным ведомством этого запроса выход более дешевых версий Сиртуро будет отложен с 2023 до 2027 года.
J&J опровергает доводы пациентского сообщества, утверждая, что новый патент не повлияет на лонч дженериков.
Кроме того, представители J&J заявили, что компания обязуется предоставить местным пациентам более 10 тысяч бесплатных курсов Сиртуро, увеличив количество центров выдачи в Индии с 6 до 147.
Глобальная программа повышения доступности препарата началась с обязательства компании выдать 30 тысяч курсов Сиртуро в развивающихся странах, включая Индию, окончание благотворительной акции запланировано на март 2019 года. В ответ на высокий спрос и начавшийся патентный спор J&J пришлось утроить объем программы.
По данным организации «Врачи без границ» за 2017 год, в мире зарегистрировано 558 тысяч новых случаев мультирезистентного туберкулеза, а доступ к лечению получили всего 25% пациентов.
Согласно данным Коалиции по готовности к лечению (ITPCru), бедаквилин входит в действующие клинические рекомендации по лечению мультирезистентного туберкулеза. Предельная зарегистрированная цена препарата в реестре ЖНВЛП составляет 98 тысяч за упаковку, что соответствует шести месяцам лечения. В 2017 году упаковка препарата закупалась Минздравом РФ по 108 тысяч рублей.
В России препарат защищен несколькими патентами до 2028 года. Права на производство и продажу Сиртуро в России и некоторых странах Восточной Европы и Центральной Азии принадлежат компании «Фармстандарт», в марте 2018 года анонсировавшей экспорт препарата по всему миру.