Клинические рекомендации обрели новый статус в конце декабря 2018 года. По словам Голиковой, теперь они будут «основными документами, регламентирующими деятельность врача». На их основе разрабатываются стандарты и протоколы лечения.
«Должна сказать, что обновление и введение в практическую жизнь здравоохранения новых клинических рекомендаций, обновленных стандартов там, где этого не было вообще, произойдет до 2021 года, в течение трех лет. Но на первом месте в 2019 году будут внедрены клинические рекомендации и стандарты, которые касаются онкологической помощи и онкологических заболеваний», – заявила вице-премьер РФ.
Борьба с онкозаболеваниями – ключевая задача нацпроекта «Здравоохранение» и самая весомая его расходная статья. Затраты на это направление до 2024 года запланированы на уровне 1 трлн рублей. Клинические рекомендации, по словам Голиковой, нужны срочно, так как уже в 2019 году на химиотерапию предполагается добавить 70 млрд рублей через специальный подушевой норматив расходов на лечение онкопациентов, впервые появившийся в программе госгарантий.
Отдельно будет контролироваться ведение единого реестра пациентов, которым оказано химиотерапевтическое лечение. Для этого Минздрав разработал и утвердил специальные отчетные формы.
«Новыми глазами, если так можно выразиться, мы хотим посмотреть на роль и место страховых медицинских организаций с точки зрения их деятельности по защите прав пациентов. Вроде бы все законодательства по этому поводу приняты, однако эта работа должным образом не налажена, и в течение первого квартала 2019 года мы намерены внести изменения в правила организации обязательного медицинского страхования, – сообщила Татьяна Голикова. – Сейчас страховые медицинские организации работают конкретно на жалобы – мы бы хотели, чтобы страховые медицинские организации работали на упреждение, и хотим, чтобы они следили за тем, чтобы каждый гражданин лечился именно в том учреждении и ему оказывалась специализированная медицинская помощь».
Этим займутся страховые представители, которых, по данным Минздрава РФ, в настоящее время порядка 11 тысяч. Третий уровень этих специалистов как раз будет рассчитан на маршрутизацию пациентов.
В декабре 2018 года начальник управления организации ОМС Федерального фонда ОМС Светлана Кравчук сообщила, что в связи с созданием «систем управления качеством медпомощи» в первичном звене в медучреждениях появятся пост страхового представителя, телефон, терминал для связи со страховщиком, а в регионах будут открываться офисы по защите прав застрахованных.
Эти подразделения страховых компаний – операторов системы ОМС – в числе прочего с 2020 года займутся досудебным урегулированием случаев нарушения прав пациентов. Новшества связаны, по словам Кравчук, с реализацией федерального проекта «Развитие первичной медико-санитарной помощи».