Внесенный в Госдуму проект поправок в ст. 56 ФЗ №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании» призван сформировать «эффективный механизм» для решения проблемы дефицита кадров и предлагает установить в договоре о целевом обучении срок трудовой деятельности выпускника в конкретной организации и другие обязательства сторон.
Заказчиком целевого обучения может быть федеральный госорган, региональное правительство, муниципальная администрация либо юрлицо. В здравоохранении эту функцию, как правило, на себя берет региональный минздрав или депздрав, а обучение студента в медвузе финансируется из бюджета субъекта.
Нередко выпускники могут работать на целевом месте работы короткий срок или вообще не возвращаются в регион, обеспечивший их образование, а в договоре может не указываться срок отработки. По данным Минздрава, к последней категории относятся около 10% выпускников медвузов. Например, в 2015 году Департамент здравоохранения Воронежской области через суд обязал 24 выпускника Воронежского ГМУ им. Н.Н. Бурденко, отказавшихся работать по распределению, вернуть 5,5 млн рублей, потраченных регионом на обучение.
Теперь будет установлен минимальный срок работы таких выпускников – не менее трех лет. Также законопроект предполагает ввести ответственность за неисполнение сторонами обязательств по договору. В случае если для выпускника не окажется подходящего места для трудоустройства, заказчик должен будет выплатить компенсацию, равную трем среднемесячным зарплатам в регионе.
В договор предлагается включить обязательства студента освоить те направления, которые указаны в целевой программе, и установить условия выбора и изменения места работы «целевика».