Несмотря на ускорение темпов консолидации аптечного ритейла, основой этого рынка по-прежнему остаются малые и средние региональные сети, управляющие 3–50 точками. На долю таких игроков приходится более 50% объема всего коммерческого фармрынка России, и развивать с ними напрямую взаимовыгодное сотрудничество интересно и крупнейшим дистрибьюторам, и производителям лекарственных средств, и владельцам брендов парафармацевтики.
Но как свою рыночную перспективу оценивают сами владельцы малых и средних сетей? Какого партнерства ждут от других участников товаропроводящей цепочки? Что находят и что теряют при вступлении в маркетинговые союзы и видят ли будущее в самостоятельном развитии?
Найти ответы на эти и другие вопросы участникам и спикерам «Практики большого взрыва» предложили ведущие конференции – коммерческий директор «Гранд Капитала» Юлия Липкина, издатель Vademecum Дмитрий Кряжев и руководитель компании «Проектирование систем управления» Павел Лисовский.
Настрой сибиряков внушает оптимизм. Участники панельной дискуссии – красноярцы Наталья Кашутина из «Енисеймеда», Наталья Протасова из сети «СИА», Евгений Ващенко (сеть «Тургай») и Олег Иванников из «Аптеки Вита» (город Томск) – были единодушны в том, что для небольших сетей место на рынке будет всегда. Обеспечиваемый ими уровень сервиса, экономическая эффективность, способность выполнять взятые на себя обязательства по маркетинговым контрактам, умение эффективно работать со сравнительно небольшой отсрочкой платежа – в 30–45 дней – лишь неполный список преимуществ работы с ними для поставщиков.
В то же время дискуссионным остается вопрос о вступлении аптечных сетей в ассоциации и маркетинговые союзы, хотя подобные проекты развиваются в последнее время стремительно. Основной контраргумент сформулировал Олег Иванников из «Аптеки Вита»: «Если за нас будет принимать решения кто-то другой, зачем мы тогда вообще занялись этим бизнесом?»
О возможностях и опасностях развития независимых сетей говорил и специальный гость «Практики» Евгений Нифантьев, генеральный директор аптечной сети «Неофарм» (его компания занимает шестую строчку рейтинга «ТОП200 аптечных сетей Vademecum» по итогам шести месяцев 2017 года с выручкой почти 12 млрд рублей).
«Неофарм» уже 17 лет на рынке, но качественный рывок был сделан менее 10 лет назад. Трудно поверить, но еще в 2006 году «Неофарм» управляла только восемью аптеками. «За ускорение нужно быть благодарными конкурентам со столичного рынка. Глядя на них, мы смогли многому научиться и многого добиться», – сказал Евгений Нифантьев.
Сегодня «Неофарм» управляет 415 аптеками в Москве, Санкт-Петербурге и городах Центрального федерального округа.
Дискуссии о будущем индустрии и конкурентных практиках, особенностях ценообразования продолжились и по окончании официальной части конференции, организаторы которой – группа «Гранд Капитал» и журнал об индустрии здравоохранения Vademecum – уже пообещали сделать такие встречи регулярными.