Реестр санаторно-курортных организаций ведет Российский научный центр медицинской реабилитации и санаторно‑курортного лечения (РНЦ МРиК) Минздрава России. Как ранее говорила Vademecum главный специалист Минздрава по санаторно-курортному лечению Марина Герасименко, доступ к этому ресурсу должен появиться в начале 2017 года. Но этот дедлайн срывают сами санатории. Впервые о несостыковках в предоставляемых данных стало известно в конце октября 2016 года.
В настоящее время, по словам Марины Герасименко, информацию о подавляющем большинстве санаториев, предоставивших данные о своей работе, невозможно опубликовать в открытой части госреестра. «У нас может быть написано: коечный фонд санатория 4,5 тысячи, а количество человек, прошедших лечение, – 200 тысяч. Или информация о врачах. Ну разве может быть в санатории на 150 коек 12,5 врача ЛФК? Вот таких ляпов неимоверное количество», – констатировала она, выступая 9 декабря на IV Международной врачебной конференции «Актуальные вопросы преемственности оказания медпомощи на стационарном, поликлиническом и санаторном этапах». Герасименко попросила представителей санаториев пересмотреть данные, внесенные в реестр, подчеркнув, что только при наличии корректных сведений санаторий получит регистрационный номер, а в открытом доступе появится информация о его коечном фонде, лечебной базе, штате врачей, местоположении.
«Это в ваших интересах. Это нужно для того, чтобы наши санатории были доступны. Вы старательно не хотите этого делать, и мы практически ни один из санаториев, за редким исключением, не можем вывести в открытую часть, – сказала Герасименко. – Еще одна просьба – не фотографируйте свои санатории на телефон, делайте качественные снимки. Нам нужно сформировать открытую систему, чтобы все могли смотреть не на красивый курорт в Турции, а на красивый санаторий в Кисловодске. Это ваши дополнительные деньги, привлечение людей туда, в ваши санатории. Большая просьба – не поленитесь, это в ваших интересах. Это наша мощная реклама».
Оказалось, что руководители санаториев не только допускают ошибки, но и в принципе не понимают, зачем нужен реестр и почему обязательно нужно предоставить данные для него. Так, одна из участниц заседания спросила, что означает ревизия санаторно-курортных учреждений, которой занимается РНЦ МРиК: «Анализ фонда или что?»
«Не ревизия в прямом смысле слова, а переоценка организаций, которые называют себя санаторно-курортными. На данный вид деятельности зарегистрировано несколько тысяч лицензий. По данным Росстата, это около 1,9 тысячи. У нас в госреестре чуть более 1,2 тысячи организаций. Мы должны понять, кто они. Какой у них кадровый потенциал, какая база», – уточнил председатель правления Общества содействия развитию медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения (ОРМЕРИС) Павел Тоц.
В ответ из зала прозвучал другой вопрос: «Кто занимается ревизией, кто проверяет санатории?»
«Минздрав наделил полномочиями РНЦ МРиК. Вот такой механизм. Это уже прописано законодательно», – продолжил Тоц, заключив, что руководители санаториев в принципе слабо анализируют нормативно-правовую базу отрасли.
Кроме Порядка оказания санаторно-курортных услуг, статус реестра может укрепить недавняя инициатива Минздрава: ведомство предложило внести изменения в два федеральных закона – «О природных лечебных ресурсах» и «Об основах охраны здоровья граждан», чтобы пополнить реестр российских санаториев достоверной информацией. Согласно проекту закона, органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья – федеральные и субъектов РФ – должны иметь полномочия следить за достоверностью сведений о подведомственных санаториях в реестре. Законопроект может вступить в силу с января 2018 года.