12 Мая 2024

«Задача – очистить отрасль от тех, кто ее дискредитирует»
Тимофей Добровольский Мединдустрия
2 сентября 2016, 11:25
Фото: old.rncvmik.ru
6403

Как сделать санаторно-курортную сферу функциональной и экономически эффективной

Рынок санаторно-курортных услуг до недавнего времени существовал сам по себе, вне деятельного регуляторного внимания. Обновление отраслевой нормативной базы началось около года назад: был разработан и утвержден порядок организации лечения по тематиче­скому профилю, начал формироваться реестр полноценных операторов. О том, как регулятор помогает отрасли очиститься от недобросовестных игроков, Vademecum рассказала главный внештатный специалист Минздрава по санаторно-курортному делу Марина Герасименко.

– Почему реестр рос­сийских санаторных организаций до сих пор всерьез не велся? Работа лечебниц не нуждалась в регулировании?

– Конечно, нуждалась. И нельзя сказать, что раньше Минздрав не об­ращал на отрасль ника­кого внимания. Например, реестр санаторно-курорт­ных организаций появился давно, другое дело, что он не обновлялся и не имел той силы, которую получил теперь.

За упорядочение деятель­ности санаториев с мето­дологической точки зре­ния отвечает Российский научный центр медицин­ской реабилитации и сана­торно-курортного лечения. Недавно центр переехал в новое здание, появились возможность и ресурсы для более объемной мето­дической и организацион­ной работы.

Регуляторную активность подстегнули несколько факторов: переориентация отдыха и оздоровления россиян на внутрен­ний рынок и понимание на разных уровнях власти роли санаториев в системе охраны здоровья граждан. Рост спроса на профиль­ные услуги очевиден: санаторно-курортные организации в 2015 году приняли 6 млн человек и выручили в совокупности 119 млрд рублей, в 2014 году лечебницы за­работали 105 млрд рублей, а в 2013-м – чуть более 100 млрд рублей.

– Какова структура доходов отраслевых предприятий?

– Источников дохода у профильных организа­ций несколько, причем это не особо зависит от формы собственности. На сана­торное лечение различных категорий граждан направляются средства федерального, региональ­ного и муниципального бюджетов, а также Фон­да социального стра­хования. В этом случае санатории-подрядчики отбираются на тендерной основе. Привлекаются па­циенты по ДМС, как прави­ло, это заказы от крупных предприятий. И, конечно, многие граждане приобре­тают путевки за свой счет. В системе ОМС санатор­но-курортное лечение не проводится и не тари­фицируется. Есть тариф на реабилитацию, напри­мер, после сердечно-со­судистых вмешательств или протезирования. Поэтому на базе некото­рых санаториев, в основ­ном подведомственных Минздраву, есть специаль­ные отделения реабили­тации, куда направляются люди, прошедшие лечение в федеральных центрах и стационарах. Это на­правление менее инте­ресно частным игрокам, так как здесь существуют особые требования к ос­нащению и компетенциям медперсонала.

– В начале 2016 года Владимир Путин поручил Минздраву провести в от­расли инвентаризацию. Как далеко вы продвину­лись в этой «переписи»? В каком состоянии сейчас санаторно-курортные мощности?

– Инвентаризацию мы завершили, сейчас в он­лайн-режиме занимаемся обновлением базы данных. По нашим подсчетам, сей­час в России работают 1 875 санаторно-курортные орга­низаций, половина из них – частные. В федеральной собственности находятся 203 учреждения, в соб­ственности регионов – 384 объекта, в муниципальной собственности – 45 органи­заций. Это не только сана­тории, но и грязе- и баль­неологические лечебницы, профилактории, санатор­но-оздоровительные ком­плексы. В целом состояние объектов удовлетвори­тельное, лишь несколько десятков санаториев действительно изношены более чем на 80%. Наилуч­шим образом дела обстоят в Краснодарском крае, на Ставрополье, в Алтай­ском крае, Башкортостане.

– В мае этого года ве­домственным приказом был утвержден Порядок оказания санаторно-ку­рортных услуг – впер­вые в истории отрасли. Какую силу имеет этот документ?

– Это документ прямого действия – при соответ­ствии его требованиям организации выдается медицинская лицензия. Санаторий должен быть определенным образом оборудован и укомплек­тован специалистами, оказывать определенный спектр медицинских услуг, а его руководитель – глав­ный врач или директор – должен иметь строго медицинское или эконо­мическое образование. Компания, не удовлетво­ряющая этим требованиям, просто не сможет получить лицензию. А тем организа­циям, которые уже имеют лицензии на санаторную деятельность, придется привести свои активы в соответствие с приказом, иначе Росздравнадзор или другие органы испол­нительной власти на ме­стах лишат их лицензии. В отрасли появилось много игроков, которые называют себя санаториями, активно рекламируются, но никако­го отношения к медицине не имеют. Своим позици­онированием они иска­жают смысл санаторного лечения в представлении людей, не оправдывают их ожидания. Наша задача – очистить отрасль от тех, кто ее дискредитирует. Тут, помимо порядка оказа­ния санаторно-курортной помощи, нашим инстру­ментом становится госре­естр, где должны присут­ствовать все профильные организации.

sol.jpg

Фото: rustur.ru

– Насколько сложно по­пасть в реестр?

– Понятно, что включать­ся в реестр могут только те санаторно-курортные организации, которые подходят под определен­ные критерии. К слову, прикладной вид деятельности объекта, будь то са­наторий или бальнеологи­ческая лечебница, должен быть зафиксирован в его официальном названии. Естественно, в реестр не вошли и не будут вхо­дить гостиницы и спа-цен­тры, из-за которых у нас раньше была неразбериха. Схема следующая: органи­зация вносит в общую базу сведения о себе, затем данные согласовываются с регионом локации или ведомством, которому она подчиняется. Далее мы еще раз перепроверяем информацию об объек­те на уровне Минздрава и только тогда присваива­ем учреждению регистра­ционный номер.

Такой подход позволяет вычислить недобросовест­ных поставщиков сана­торных услуг, а также дает возможность вести стати­стику учреждений и услуг, которые они оказывают. Реестр начал обновляться в конце 2015 года, и сейчас мы его дорабатываем – большой объем согласова­ний связан прежде всего с регионами.

– Будет ли такая ценная информация доступна потребителям услуг, опе­раторам рынка?

– После того как мы полу­чим полную корректную информацию по всем санаторно-курортным организациям, запустим открытую часть реестра в интернет. Эта база данных будет ориентиро­вана на врачей и на по­требителей. Они смогут посмотреть, какие у нас работают санатории, ознакомиться с такими параметрами, как пере­чень оказываемых услуг, качество лечения. Мы надеемся к концу текуще­го года эту работу полно­стью завершить, доступ к этому ресурсу появится в начале 2017 года.

– В конце августа состоя­лось важное отраслевое мероприятие – Госсовет по повышению инвести­ционной привлекательно­сти санаторно-курортного комплекса страны. Вы рассчитываете на ка­кой-то определенный результат этого высокого собрания?

– Основная задача темати­ческого Госсовета – при­влечение частного капи­тала для реконструкции или модернизации ветхих объектов, создания новых санаторных организаций и в целом вывод этого направления на новый уровень с точки зрения оснащения, качества пре­доставления профильных услуг и, что немаловажно, сервиса. Инвестиции са­наторно-курортной сфере нужны, это очевидно, но в отрасли все еще быту­ет опасение и даже страх, что инвесторы, вкладыва­ясь в те или иные объек­ты, начнут переделывать их – превращать в более простые с точки зрения ведения бизнеса предпри­ятия, как это часто бывало раньше. Но теперь такого точно не случится – есть жесткие нормативные ограничения, связываю­щие руки недобросовест­ным предпринимателям.

Санаторий – выгодное предприятие, если в нем грамотно организованы все бизнес-процессы. По­жалуй, даже более выгод­ное, чем те же гостиницы. Лечебницы, принадле­жащие крупным компа­ниям, имеют социальный функционал и подразу­мевают пусть отсрочен­ную, но вполне ощутимую экономическую выгоду. Кроме того, инвесторы, помимо россиян, могут ориентироваться на меди­цинских туристов из стран СНГ, которые привыкли отдыхать на наших ку­рортах еще в советские времена и передали при­вычку своим детям. Мож­но привлечь пациентов и из дальнего зарубежья. Например, в санатории Забайкалья приезжают лечиться китайцы. Санаторно-курортная деятель­ность – вполне привлека­тельный бизнес.

санатории, санаторно-курортная отрасль, герасименко, госсовет, минздрав
Источник: Vademecum №15-16, 2016

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС