Рынок санаторно-курортных услуг до недавнего времени существовал сам по себе, вне деятельного регуляторного внимания. Обновление отраслевой нормативной базы началось около года назад: был разработан и утвержден порядок организации лечения по тематическому профилю, начал формироваться реестр полноценных операторов. О том, как регулятор помогает отрасли очиститься от недобросовестных игроков, Vademecum рассказала главный внештатный специалист Минздрава по санаторно-курортному делу Марина Герасименко.
– Почему реестр российских санаторных организаций до сих пор всерьез не велся? Работа лечебниц не нуждалась в регулировании?
– Конечно, нуждалась. И нельзя сказать, что раньше Минздрав не обращал на отрасль никакого внимания. Например, реестр санаторно-курортных организаций появился давно, другое дело, что он не обновлялся и не имел той силы, которую получил теперь.
За упорядочение деятельности санаториев с методологической точки зрения отвечает Российский научный центр медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения. Недавно центр переехал в новое здание, появились возможность и ресурсы для более объемной методической и организационной работы.
Регуляторную активность подстегнули несколько факторов: переориентация отдыха и оздоровления россиян на внутренний рынок и понимание на разных уровнях власти роли санаториев в системе охраны здоровья граждан. Рост спроса на профильные услуги очевиден: санаторно-курортные организации в 2015 году приняли 6 млн человек и выручили в совокупности 119 млрд рублей, в 2014 году лечебницы заработали 105 млрд рублей, а в 2013-м – чуть более 100 млрд рублей.
– Какова структура доходов отраслевых предприятий?
– Источников дохода у профильных организаций несколько, причем это не особо зависит от формы собственности. На санаторное лечение различных категорий граждан направляются средства федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также Фонда социального страхования. В этом случае санатории-подрядчики отбираются на тендерной основе. Привлекаются пациенты по ДМС, как правило, это заказы от крупных предприятий. И, конечно, многие граждане приобретают путевки за свой счет. В системе ОМС санаторно-курортное лечение не проводится и не тарифицируется. Есть тариф на реабилитацию, например, после сердечно-сосудистых вмешательств или протезирования. Поэтому на базе некоторых санаториев, в основном подведомственных Минздраву, есть специальные отделения реабилитации, куда направляются люди, прошедшие лечение в федеральных центрах и стационарах. Это направление менее интересно частным игрокам, так как здесь существуют особые требования к оснащению и компетенциям медперсонала.
– В начале 2016 года Владимир Путин поручил Минздраву провести в отрасли инвентаризацию. Как далеко вы продвинулись в этой «переписи»? В каком состоянии сейчас санаторно-курортные мощности?
– Инвентаризацию мы завершили, сейчас в онлайн-режиме занимаемся обновлением базы данных. По нашим подсчетам, сейчас в России работают 1 875 санаторно-курортные организаций, половина из них – частные. В федеральной собственности находятся 203 учреждения, в собственности регионов – 384 объекта, в муниципальной собственности – 45 организаций. Это не только санатории, но и грязе- и бальнеологические лечебницы, профилактории, санаторно-оздоровительные комплексы. В целом состояние объектов удовлетворительное, лишь несколько десятков санаториев действительно изношены более чем на 80%. Наилучшим образом дела обстоят в Краснодарском крае, на Ставрополье, в Алтайском крае, Башкортостане.
– В мае этого года ведомственным приказом был утвержден Порядок оказания санаторно-курортных услуг – впервые в истории отрасли. Какую силу имеет этот документ?
– Это документ прямого действия – при соответствии его требованиям организации выдается медицинская лицензия. Санаторий должен быть определенным образом оборудован и укомплектован специалистами, оказывать определенный спектр медицинских услуг, а его руководитель – главный врач или директор – должен иметь строго медицинское или экономическое образование. Компания, не удовлетворяющая этим требованиям, просто не сможет получить лицензию. А тем организациям, которые уже имеют лицензии на санаторную деятельность, придется привести свои активы в соответствие с приказом, иначе Росздравнадзор или другие органы исполнительной власти на местах лишат их лицензии. В отрасли появилось много игроков, которые называют себя санаториями, активно рекламируются, но никакого отношения к медицине не имеют. Своим позиционированием они искажают смысл санаторного лечения в представлении людей, не оправдывают их ожидания. Наша задача – очистить отрасль от тех, кто ее дискредитирует. Тут, помимо порядка оказания санаторно-курортной помощи, нашим инструментом становится госреестр, где должны присутствовать все профильные организации.
Фото: rustur.ru
– Насколько сложно попасть в реестр?
– Понятно, что включаться в реестр могут только те санаторно-курортные организации, которые подходят под определенные критерии. К слову, прикладной вид деятельности объекта, будь то санаторий или бальнеологическая лечебница, должен быть зафиксирован в его официальном названии. Естественно, в реестр не вошли и не будут входить гостиницы и спа-центры, из-за которых у нас раньше была неразбериха. Схема следующая: организация вносит в общую базу сведения о себе, затем данные согласовываются с регионом локации или ведомством, которому она подчиняется. Далее мы еще раз перепроверяем информацию об объекте на уровне Минздрава и только тогда присваиваем учреждению регистрационный номер.
Такой подход позволяет вычислить недобросовестных поставщиков санаторных услуг, а также дает возможность вести статистику учреждений и услуг, которые они оказывают. Реестр начал обновляться в конце 2015 года, и сейчас мы его дорабатываем – большой объем согласований связан прежде всего с регионами.
– Будет ли такая ценная информация доступна потребителям услуг, операторам рынка?
– После того как мы получим полную корректную информацию по всем санаторно-курортным организациям, запустим открытую часть реестра в интернет. Эта база данных будет ориентирована на врачей и на потребителей. Они смогут посмотреть, какие у нас работают санатории, ознакомиться с такими параметрами, как перечень оказываемых услуг, качество лечения. Мы надеемся к концу текущего года эту работу полностью завершить, доступ к этому ресурсу появится в начале 2017 года.
– В конце августа состоялось важное отраслевое мероприятие – Госсовет по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса страны. Вы рассчитываете на какой-то определенный результат этого высокого собрания?
– Основная задача тематического Госсовета – привлечение частного капитала для реконструкции или модернизации ветхих объектов, создания новых санаторных организаций и в целом вывод этого направления на новый уровень с точки зрения оснащения, качества предоставления профильных услуг и, что немаловажно, сервиса. Инвестиции санаторно-курортной сфере нужны, это очевидно, но в отрасли все еще бытует опасение и даже страх, что инвесторы, вкладываясь в те или иные объекты, начнут переделывать их – превращать в более простые с точки зрения ведения бизнеса предприятия, как это часто бывало раньше. Но теперь такого точно не случится – есть жесткие нормативные ограничения, связывающие руки недобросовестным предпринимателям.
Санаторий – выгодное предприятие, если в нем грамотно организованы все бизнес-процессы. Пожалуй, даже более выгодное, чем те же гостиницы. Лечебницы, принадлежащие крупным компаниям, имеют социальный функционал и подразумевают пусть отсроченную, но вполне ощутимую экономическую выгоду. Кроме того, инвесторы, помимо россиян, могут ориентироваться на медицинских туристов из стран СНГ, которые привыкли отдыхать на наших курортах еще в советские времена и передали привычку своим детям. Можно привлечь пациентов и из дальнего зарубежья. Например, в санатории Забайкалья приезжают лечиться китайцы. Санаторно-курортная деятельность – вполне привлекательный бизнес.