27 Июля 2024 Суббота

Желая площадь
Кирилл Седов
2 февраля 2015, 13:24
5325

Как распорядители бюджетов ФОМС тратят их на покупку квартир

Руководство ФФОМС разрабатывает алгоритм выдачи субсидий на приобретение жилплощади для себя и своих подчиненных. И хотя подобные выплаты ведомством практикуются не впервые, наполнение чиновничьего соцпакета в нынешние кризисные времена вызывает у наблюдателей как минимум недоумение. Пока эксперты и депутаты Госдумы разбираются в этичности и легитимности подобного использования средств ОМС, VADEMECUM узнал, кто из руководителей фонда уже воспользовался своим правом на улучшение жилищных условий.

В ближайшие три года ФФОМС потратит 180 млн рублей на жилищные субсидии сотрудникам центрального аппарата. Соответствующая статья затрат предусмотрена бюджетом фонда. Как и кому именно будут раздаваться эти деньги – можно узнать из приказа ведомства, проект которого 19 января был опубликован на Едином портале раскрытия информации. Для того чтобы претендовать на ≪квартирные≫ из бюджета ОМС, мало работать в ФФОМС. Получить субсидию, как следует из документа, могут чиновники, проживающие в квартире, площадь которой составляет менее 15 кв. м на одного члена семьи, а также в коммуналке или общежитии. Впрочем, все эти требования касаются только рядовых сотрудников ведомства. Председатель фонда, его заместители, советники, начальники управлений имеют право быть субсидированными вне зависимости от текущих жилищных условий. Подобные привилегии объясняются ≪учетом особенностей профессиональной деятельности работников и повышением мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей≫. Почему этим же способом нельзя мотивировать остальных сотрудников фонда, в документе не уточняется. Размер субсидии, привязанный к подушевым площадным нормативам, может быть увеличен ≪с учетом конкретных обстоятельств и в зависимости от имеющихся возможностей≫, оговорено в документе.

Деньги на приобретение жилого помещения выдаются сотрудникам фонда с 2011 года – по крайней мере, именно с этого времени ФФОМС ежегодно утверждает порядок субсидирования. Некоторые сотрудники фонда, в том числе его руководители, своим правом на улучшение жилищных условий уже воспользовались. Информация о получении средств на приобретение жилого помещения указывается чиновниками в ≪Сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера≫, на сайте ФФОМС.

В 2013 году жилищные субсидии получили пять сотрудников, среди них – председатель фонда Наталья Стадченко и ее заместитель Светлана Карчевская. Чиновницы действительно купили в 2013-м по квартире площадью 120 и 59,5 кв. м соответственно. В 2012 году получателем субсидии и владельцем жилья общей площадью 90,7 кв. м стал Юрий Нечепоренко, еще один заместитель председателя ФФОМС. Размеры полученных дотаций в декларациях не уточняются.

Информация о том, что средства ФФОМС используются для решения жилищных вопросов чиновников фонда, у опрошенных VADEMECUM экспертов вызвала недоумение. Деньги из системы ОМС имеют целевое назначение и должны направляться на организацию и оказание медицинской помощи, напоминает управляющий Центром медицинского права Алексей Панов. ≪ФФОМС существует в основном на взносы юридических лиц, и я сам, как предприниматель, перечисляю такие взносы и категорически не согласен с тем, чтобы они шли на жилищные субсидии чиновникам, – негодует юрист. – Если бы они сэкономили эти деньги в результате своей хозяйственной деятельности, вопросов бы не было≫. Сейчас же действия ведомства воспринимаются как очередной пример использования средств фонда для латания дыр в федеральном бюджете, считает Панов. В 2015-2016 годах правительство и Госдума запланировали трансферт более 270 млрд рублей в федеральный бюджет из средств ОМС, напоминает эксперт. 

Из бюджета ФФОМС на жилищные субсидии с учетом аналогичных трат 2013 года (39,5 млн рублей) за пять лет – до 2017-го – предусмотрено почти 280 млн рублей, подсчитала председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования Гузель Улумбекова. Если средняя сумма дотации на приобретение жилья за этот период составляет 7 млн рублей, то новые квартиры получили и получат 40 человек, или почти половина сотрудников ФФОМС, прикидывает эксперт. ≪Главная производительная сила в здравоохранении – это медицинские работники, и именно им, в первую очередь, необходимо помогать с приобретением жилья, – считает Улумбекова. – Например, было бы правильно давать хотя бы льготы молодым врачам, пришедшим на работу в поликлинику≫.

С выводами отраслевых экспертов согласен член комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко, заявивший VADEMECUM, что на фоне текущей ситуации в здравоохранении руководство ФФОМС должно отказаться от дотаций и вернуть их в бюджет. Депутата от ЛДПР правомерность предоставления субсидий федеральным чиновникам беспокоит не впервые. В сентябре 2014 года парламентарий обратился с запросом в Счетную палату с просьбой расследовать обстоятельства, при которых на улучшение жилищных условий чиновников центрального аппарата ФСИН из госказны было направлено 190,2 млн рублей. Проверка никаких нарушений не выявила, поскольку все необходимые документы были составлены в соответствии с действующим законодательством, признает Ищенко. ≪Здесь вопрос скорее не правовой, а морально-этический, и в случае с ФФОМС ситуация даже более вызывающая, чем с ФСИН, – полагает депутат. – Служба исполнения наказаний – это все-таки силовики и правоохранители, а здесь – офисные работники, клерки, не имеющие даже прямого отношения к медицине. Какое они имеют моральное право на приобретение квартир в столице за государственный счет – не ясно. Тем более в ситуации, когда люди выходят на улицы, протестуя против закрытия больниц и увольнения врачей≫.

Вопросы к функционалу фонда и сомнения в необходимости существования такого органа в принципе возникают, кстати, и у отраслевых экспертов. ФФОМС просто аккумулирует и распределяет средства по установленным государством правилам и не создает никаких дополнительных ценностей для отрасли, говорит Гузель Улумбекова, указывая, что при необходимости со всей работой ведомства мог бы справиться планово-финансовый отдел Минздрава.

Справедливости ради стоит отметить, что федеральные государственные гражданские служащие получили право на получение единовременных жилищных субсидий еще в 2009 году. Однако, согласно соответствующему постановлению правительства, осуществляться эти выплаты должны за счет федерального бюджета. Почему в случае с ФФОМС для этих целей был выбран другой источник финансирования, ответственные чиновники ведомства объяснить не смогли. Зато в своем ответе на запрос VADEMECUM они среди прочего подчеркнули, что бюджет ФФОМС входит в состав государственных внебюджетных фондов и исполняется в соответствии с бюджетным законодательством.

скандал, фомс, ффомс, коррупция, коррупционный скандал

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении