Компания «Русский Стандарт Страхование» до конца года запустит в продажу страховые полисы от потери или поломки очков. В европейских странах эта услуга уже давно стала массовой и входит в стандартные пакеты медицинского страхования, однако в России она вряд ли получит широкое распространение, полагают эксперты. Скорее, страхование очков будет востребовано клиентами премиальных салонов оптики, торгующих дорогими изделиями.
По словам генерального директора компании «Русский Стандарт Страхование» Антона Кушнера, страховку очков его компания запустит в массовую продажу до конца декабря в рамках программы страхования мелкого имущества. По замыслу, новые очки стоимостью от 3 до 20 тысяч рублей можно будет застраховать при их покупке в салонах оптики на один год. Стоимость страховки составит 10–20% от цены самих очков, при этом планируется, что для медицинских очков страховка будет стоить дешевле, чем для солнечных. Страховой случай – повреждение или потеря очков. «В случае утраты или повреждения очков будет произведен их ремонт либо сеть или магазин, где вы купили очки, предложат такой же товар или любой другой, аналогичный по качеству, в рамках страховой суммы», – пояснил Кушнер, добавив, что денежные выплаты при наступлении страхового случая программой не предусмотрены.
Идею страховки очков специалисты «Русский Стандарт Страхование» позаимствовали в Западной Европе. Правда, в Германии, на опыт которой ссылаются страховщики, такие услуги выглядят несколько иначе. При заключении договора с немецкой страховой компанией HanseMerkur, которая является официальным партнером крупнейшей сети оптик Германии Fielmann, клиент может не только отремонтировать или заменить очки в случае их поломки или утери, но и, например, заменить стекла, если его зрение ухудшилось более чем на 0,5 диоптрии (подробнее о немецких сетях оптик читайте в материале «Глаз на Европу» в VM #16 от 26 мая 2014 года). Кроме того, сразу после заключения страхового договора клиент Fielmann может выбрать одну из предложенных оправ и сделать себе бесплатные очки с линзами Carl Zeiss Vision. По истечении двух лет по страховому договору можно бесплатно поменять имеющиеся очки на новые. Стоимость страховки составляет от 10 евро (цена страхования очков с однофокальными линзами) до 50 евро (цена страхования очков с мультифокальными линзами) в год. Похожие условия по страхованию очков своим клиентам в сотрудничестве со страховой компанией Ergo Direkt предлагает немецкая сеть Apollo-Optik, с той лишь разницей, что стоимость годовой страховки зависит от цены приобретаемых очков и варьируется в пределах от 10 евро (для очков стоимостью менее 100 евро) до 60 евро (для очков стоимостью более 500 евро) в год.
По словам директора по продажам линз Rodenstock компании «Аввита» Анатолия Белкина, в Германии страхование очков раньше входило в государственную программу медицинского страхования, потом программу отменили, но потребность в услуге осталась. «Это просто маркетинговый ход, чтобы удержать своих покупателей. Люди имеют привычку к страховке, и оптики предлагают им ее возобновить», – полагает он.
Подобная практика встречается во многих западных странах, отмечает вице-президент ЗАО «Марш – страховые брокеры» Светлана Певнева. «На Западе страхование очков обычно входит в программу Global medical insurance, которая представляет собой расширенный вариант нашего ДМС», – рассказывает она.
Для России страхование очков – новинка, поэтому и в программы ДМС не входит. Большинство оптических сетей сейчас предоставляют клиентам бесплатную гарантию на свои товары на срок от одного года до пяти лет. По гарантии клиент может бесплатно отремонтировать или поменять очки в случае заводского брака или иных немеханических повреждений, то есть в случае, если человек не виноват в наличии каких-то неисправностей.
По словам Кушнера, новый страховой продукт станет прибыльным как для самого страховщика, так и для розничных точек. В «Русском Стандарте» рассчитывают, что превышение суммы премий над выплатами может быть больше, чем по другим продуктам страхования мелкого имущества, и составит от 10% до 30%. А салоны оптики, участвующие в программе, смогут увеличить свою рентабельность на 5–7% за счет сокращения затрат на ремонт очков по гарантии.
Управляющий партнер компании «Интероптика» Евгений Веселов отмечает, что сотрудники его салона принимают примерно 300–400 обращений по ремонту очков ежегодно, то есть почти каждый день: «Бывают пиковые периоды поломки, например, после новогодних праздников к нам приходит огромное количество людей со сломанными очками. Сели на них, сломали в драке – вариантов может быть много». А по оценкам генерального директора московской компании «Арт-Оптика» Рашида Ибатулина, на 100 заказов на изготовление очков в российских оптиках приходится один случай, когда человек возвращается в салон через несколько месяцев после покупки, чтобы починить их: «Очки роняют, топят на курортах, садятся на них. Собаки очень любят их жевать. Дети ломают их при активных играх. На 100 случаев продажи очков приходится один несчастный случай».
В страховой компании не раскрывают списка будущих партнеров, однако о проекте «Русского Стандарта» уже осведомлены несколько топ-менеджеров оптического ритейла, опрошенных VM.
По оценкам участников рынка, в прошлом году в Россию было официально ввезено около 20 млн пар линз для очков и сопоставимое количество оправ (подробнее об объемах оптического рынка читайте в VM #20 от 30 июня 2014 года), теоретически это и есть количество потенциальных потребителей нового страхового продукта.
У компании «Русский Стандарт Страхование» еще более амбициозные планы – охватить страховкой на очки треть населения России, или 43,8 млн человек. «Именно столько людей в России страдает сейчас нарушением зрения», – отмечает Антон Кушнер.
Светлана Певнева более сдержанна в своих оценках. «Я не уверена, что на сегодняшний день такой вид страхования будет пользоваться спросом на российском рынке», – говорит она. С ней согласны и представители оптик. По словам заместителя директора сети «Очкарик» Дарьи Бодровой, доступность цен на корригирующие очки позволяет людям часто менять их, поэтому, возможно, им не будет интересна услуга по их страхованию. С ней согласен и директор по развитию петербургской сети оптики «Счастливый взгляд» Михаил Середа: «Честно говоря, я не знаю, насколько это будет актуально. Сейчас очки можно купить по доступной цене. Какой смысл страховать продукт, который стоит 4,5 тысячи рублей?»
Заинтересоваться продуктом могут премиальные оптики и их клиенты. «Застраховать дорогие очки – да, возможно, это имело бы смысл. Чем шире спектр услуг – тем больше это нравится людям. В принципе, если бы кто-нибудь ко мне обратился с таким предложением, то я бы пообщался на эту тему, чтобы просто понять, насколько это вообще может быть интересно», – говорит Евгений Веселов из «Интероптики». С ним согласен и Михаил Середа: «Мы работаем также и в премиальном сегменте, возможно, здесь услуга страхования будет более актуальна, так как стоимость очков может колебаться от 15 до 450 тысяч рублей и выше. Но в этом случае данный вид страхования будет не массовым, а нишевым».