27 Июля 2024 Суббота

Выклевали перечень
Вера Разборова Мединдустрия
17 декабря 2013, 11:36
5551

Отраслевым лоббистам удалось переиграть ФАС в борьбе за рынок сложного медицинского оборудования

Обнародован перечень товаров и услуг, которые с Нового года госзаказчики обязаны закупать только через электронные аукционы. С подачи ФАС, которая считает конкурсы потенциально более коррупционной проце­дурой, чем аукционы, в этом списке оказались практически все медизделия, что вызвало критику как со сторо­ны их поставщиков, так и закупщиков. Однако высокотехнологичное медицинское оборудование отраслевым лоббистам удалось отстоять, его по‑прежнему можно будет закупать путем проведения конкурса. Как удалось выяснить VM, в этой борьбе активное участие принял лично вице‑мэр Москвы Леонид Печатников, курирующий в столице социальную сферу и медицину.

С 1 января 2014 года вступает в силу новый федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обе­спечения государственных и муниципальных нужд». В конце 2013 года правительство занялось разработкой необходимых для его работы подзаконных актов, в частно­сти, распоряжением Прави­тельства РФ от 31 октября 2013 года №2019-р утвердило Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.

Впервые подобный перечень был утвержден в 2008 году, однако для кодов 3311000, 3313050,3321000, 3322010, по которым проходит боль­шинство изделий, в том же постановлении было сделано исключение, объясняет Алексей Ванин, генеральный директор специализиру­ющейся на исследовании рынка медицинской техники ГК «Бюро».

В новой версии перечня исключения из общей группы ОКПД 33 «Изделия медицинские; приборы и инструменты для измере­ния, контроля, испытаний, навигации, управления; приборы оптические, фото-и кинооборудование; часы» носят точечный характер.

Перечень 2008 года охва­тывал всего 3,5% от общего объема госзакупок медизде­лий, которые в прошлом году обошлись государству в 215 млрд рублей. Новый пе­речень обязывает пропустить через электронные аукционы около 56% от этого гигант­ского денежного потока.

Изначально разрабо­танный специалистами Минэкономразвития пере­чень 2013 года вообще не со­держал каких-либо исклю­чений для кода 33, на этом особенно настаивала ФАС, вспоминает Михаил Пота­пов, директор Департамента по вопросам правового регу­лирования Ассоциации меж­дународных производителей медизделий IMEDA. Такой жесткий подход, кстати, вызвал у многих участников рынка серьезные опасения, однако антимонопольщики и по сей день уверены, что были правы. Размещение госзаказа путем проведе­ния конкурса позволяет недобросовестным заказчи­кам на стадии подготовки конкурсной документации манипулировать клинически незначимыми параметрами, определять их в качестве критериев оценки, а затем выставлять необъективные и непропорциональные бал­лы при оценке предложений участников, поясняет заме­ститель начальника Управ­ления контроля социальной сферы и торговли ФАС Рос­сии Надежда Шаравская.

Именно в таком манипули­ровании следствие обвинило, например, бывшего дирек­тора Департамента здраво­охранения Тульской области Евгения Юдина, который закупил у дружественных фирм компьютерный томо­граф по цене в три раза выше среднерыночной, за что, по версии следствия, получил взятку. В 2013 году Юдин был осужден на три года условно, и это только одно из десятков аналогичных дел, возбужден­ных по всей стране.

Позиция антимонопольной службы однозначна – аук­цион позволяет допустить на торги поставщиков взаи­мозаменяемых медицинских изделий, что обеспечивает конкуренцию и дает в конеч­ном итоге значительную эко­номию бюджетных средств.

У независимых экспертов есть встречные возражения. В случае проведения конкур­са, предполагающего ограни­ченное участие поставщиков в связи с обязательными квалификационными требо­ваниями к участию в закуп­ке, проверка соответствия поставщика заявленным параметрам ложится на кон­курсную комиссию, объясня­ет Игорь Петрушин, директор направления маркетинговых исследований и консалтинга компании Aston Consulting. Если же закупка идет через аукцион, этого не происхо­дит. «Кто будет проверять обоснованность отказов? Кем будет проверяться соответствие участников квалификации? Если у ко­го-то из «неограниченного круга лиц» есть информация о невозможности победителя конкурса выполнить обяза­тельства по контракту, может ли он выступить с соответ­ствующим заявлением? И кто будет оценивать обоснован­ность данного заявления и принимать решение, что с ним делать?» – задается вопросами эксперт.

По мнению исполнитель­ного директора Ассоциации IMEDA Александры Третья­ковой, при заключении кон­тракта на основе аукциона возникают такие риски, как поставка продукции ненад­лежащего качества, участие в самой закупке недобро­совестных производителей из Юго-Восточной Азии. Ведущий специалист дирек­ции комплексных медицин­ских программ Департамента маркетинга ЗАО «Компания «Интермедсервис» Анна Козлова вспоминает случай, произошедший в Санкт-Пе­тербурге в 2012 году. Тогда было закуплено 38 рентге­новских установок на сумму почти в полмиллиарда руб­лей, которые не функцио­нируют и по сей день, так как Росздравнадзор не дал разрешения на их эксплуа­тацию. «Известны случаи, когда участник аукциона подтверждал в заявке готов­ность поставить оборудо­вание, полностью соответ­ствующее всем требованиям, выигрывал аукцион, а затем пытался поставить оборудо­вание, несколько отличное от требований заказчика. Как правило, такие контракты получали своего рода фир­мы-однодневки, для которых победа на аукционе важнее риска попасть в реестр недо­бросовестных поставщиков. Опасения заказчиков в связи со вступлением в силу поста­новления от 31 октября могут быть связаны с возможным распространением таких си­туаций», – добавляет Ванин.

В итоге возражения экспер­тов и участников рынка были услышаны – несмотря на со­противление ФАС, ответ­ственное за составление пе­речня Минэкономразвития исключило из него высоко­технологичное медицинское оборудование. По мнению участников рынка, активное участие в лоббировании этого решения принял заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, в чьей зоне ответственности находится и столичный Департамент здравоохранения – один из крупнейших в стране го­сударственных покупателей медицинской техники.

Печатников в интервью VM эту информацию подтвердил. По его словам, совещания по формированию переч­ня проходили с участием первого заместителя пред­седателя Правительства РФ Игоря Шувалова. «Я наста­ивал только на том, чтобы из аукционных торгов была выведена высокотехнологич­ная диагностическая медтех­ника. Все остальное может вполне продаваться на аук­ционах, при том условии, что электронные площадки будут работать честно и неангажированно», – уточняет заместитель мэра Москвы.

У него, кстати, очень боль­шой опыт: в 2011–2012 годах Печатников, возглавлявший Департамент здравоохра­нения Москвы, закупил медтехники для столичных клиник на десятки миллиар­дов рублей.

По его мнению, приобрести качественное высокотех­нологичное оборудование на аукционе просто невоз­можно. «Наверное, проведе­ние конкурсов несет в себе большую коррупционную составляющую, чем элек­тронные аукционы, но, судя по моему опыту работы с электронными площад­ками, разница невелика. Если человек – жулик, он найдет способ, как получить свои деньги и при аукцио­не», – добавляет Печатников.

Что касается эффективно­сти конкурсов, то их про­зрачность можно повысить за счет увеличения откры­тости критериев отбора, включения в состав конкурс­ной комиссии специалистов, которые в будущем будут работать на закупаемом обо­рудовании, и плательщиков, к примеру, представителей ТФОМСа, считает Алексан­дра Третьякова.

Кроме того, в соответствии со ст. 102 нового федераль­ного закона о контрактной системе к контролю за со­блюдением требований закупок могут подключаться граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц, а с 1 янва­ря 2016 года, согласно ст. 20 того же закона, общественное обсуждение крупных закупок становится обязательным.

госзакупки, госзакупки медоборудования, медоборудование

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении