02 Октября 2023 Понедельник

Все по Фань-Сюй
Евгения Журавлева Фарминдустрия
4 июня 2013, 12:55
Фото: forbes.com
4833

Почему Big Pharma рвется на китайский рынок

В конце мая этого года в списке китайских миллиардеров появилось сразу два новых имени – и оба из фармацевтической отрасли. Фань Сюлянь из Xizang Haisco Pharmaceutical Group и Сюй Минбо из Beijing SL Pharmaceutical перешагнули заветный рубеж благодаря бурному росту котировок их компаний на Шэньчжэньской фондовой бирже. Китайский фармрынок развивается столь стремительно, что аналитики не успевают его толком измерить – точных цифр нет до сих пор. Что не мешает, разумеется, крупным международным фармкомпаниям активно участвовать в его освоении в надежде на блестящие финансовые перспективы.

Котировки акций Haisco за последние полгода выросли на 52% и пакет, принадлежащий Фань Сюляню, теперь оценивается в $1 млрд. До этого единственным миллиардером в компании был председатель совета директоров Ван Цзюминь, он находится на 1332 месте ($1,05 млрд) в списке миллиардеров Forbes за 2013 год и на 104 месте среди миллиардеров Китая. Выручка Haisco за 2012 год выросла на 33% до 802 млн юаней ($131 млн), a чистая прибыль – на 42% до 443 млн юаней ($72 млн). Beijing SL Pharmaceutical продемонстрировала еще более бурный рост – продажи компании за 2012 год увеличились на 62% до $164 млн.

Рост компаний отражает общую позитивную динамику рынка. В прошлом году ВВП Китая составил $8 трлн (у России, для сравнения – $2 трлн), а годовой экономический рост – 10,6%.

Аналитики до сих пор не могут точно посчитать объемы гигантского и нестандартного фармрынка КНР. Известно, что на нем работает свыше 13 тысяч компаний, а оценки общего объема их продукции колеблются от $50 млрд до $150 млрд. Последняя оценка принадлежит самому китайскому правительству, опубликовавшему недавно довольно подробный отчет. По прогнозу китайских чиновников, к 2020 году фармрынок Китая вырастет до $369,2 млрд и, возможно, потеснит США с первого места в рейтинге (сейчас, по оценке IMS Health, американский фармрынок составляет $326 млрд). Дополнительно подталкивает рынок вверх тот факт, что в 2008 году Китай начал реформу здравоохранения, стараясь обеспечить доступ к медицинским услугам всему населению страны, а это 1,3 млрд человек. В результате реформы 95% населения получат хоть какую-то медицинскую помощь. С 2004 года по 2011 год госфинансирование сектора здравоохранения выросло на 18,1% до $386 млрд, в то время как рост затрат на здравоохранение за тот же период в Европе составил 5,5% (до $1,4 трлн).

Из крупных иностранных игроков на рынке Китая особенно активны Merck, AstraZeneca, Novartis, Bayer, Roche, Sanofi, Eli Lilly, Pfizer, GlaxoSmithKline. Большинство из них имеют в Китае производство, офисы продаж, исследовательские центры. Несмотря на славу Китая как «всемирной фабрики», представители Bayer и Novartis утверждают, что их присутствие в этой стране обусловлено прежде всего стремлением завоевать местный рынок, нежели экспортировать товар за рубеж, хотя они не исключают экспортв ближайшие азиатские страны (сертификация местной продукции от компании Bayer, например, действует и на японском рынке).

В общем, расчет себя оправдывает: китайская выручка компании Merck за 2011 год выросла на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, AstraZeneca – на 15%, Novartis – на 38%, Roche – на 34% (для сравнения, в Европе рост выручки этих же компаний находится в диапазоне от 11% до 8%).

Компании активно инвестируют не только в фармпроизводство, но и в исследовательские центры (research and development, R&D). Так, в 2011 году компания Merck обязалась инвестировать в R&D $1,5 млрд в течение пяти лет, в 2009 году Novartis – $1,25 млрд в течение пяти лет, Roche – $410 млн. Первые, кто решились основать свои R&D центры в КНР, были AstraZeneca и Novo Nordisk в 2002 году, их примеру в 2003 году последовали GSK и Eli Lily, в 2004 году – Roche, а затем Pfizer и Sanofi. Причин для открытия исследовательских центров в Китае немало: низкие затраты на заработную плату (в среднем $5600 в год на одного человека), большое количество интеллектуальных кадров (6,8 млн выпускников вузов за 2012 год), огромное количество пациентов, создание правительством КНР специальных технопарков (например, шанхайского Shanghai Zhangjiang Hi-Tech Park). По тем же причинам растет количество клинических исследований в Китае, в 2009 году их было зарегистрировано 320, и с тех пор ежегодный прирост составлял 40%. Помимо всего прочего, развитию КИ способствует тот факт, что Китай является крупным мировым поставщиком лабораторных животных.

Помимо собственных R&D отделений, Big Pharma пользуется услугами многочисленных местных фирм, специализирующихся на КИ (Clinic Research Organization – CRO). На данный момент в КНР насчитывается более 400 CRO, предоставляющих услуги контрактных исследований, треть из них сосредоточены в Пекине и примерно столько же в Шанхае – там этот вид деятельности пользуется особой поддержкой местных властей. Выручка рынка клинических аутсорсинговых услуг в Азиатско-Тихоокеанском регионе составляет около $1 млрд в год. При этом китайский рынок таких услуг ежегодно растет на треть.

По данным 2012 года, более 70% ЛС, потребляемых больницами, – дженерики. А.больницы в Китае являются основными потребителями фармпродукции, 80% продукции поступает к ним и всего лишь 20% – в аптеки. Это объясняет, почему Big Pharma делает в Китае особый упор на разработку и производство дженериков. AstraZeneca инвестировала около $200 млн в развитие своего предприятия дженериков, а Bayer и Sanofi предпочли купить местные компании по производству безрецептурных препаратов. Сделка Sanofi по приобретению BMP Sunstone Corр. за $521 млн стала крупнейшей в отрасли в 2010 году. Кроме того, в 2010 году GSK приобрела Nanjing Meirui Pharmaceutical за $70 млн, через два года Pfizer и Zhejiang Hisun Pharmaceutical создали венчурное предприятие Hisun-Pfizer, стоимость которого составила $250 млн. Всего за 2011-2012 годы в Китае прошли 132 сделки слияния-поглощения в фармацевтической отрасли, стоимость 94 раскрытых сделок составила $5,2 млрд.

Разумеется, не обходится без сложностей. Одним из препятствий является антимонопольный закон КНР от 2008 года, который контролирует и регулирует слияния и поглощения в стране. В 2010 году Pfizer была вынуждена продать свой бизнес по производству вакцин против свиного гриппа ≪дочке≫ китайской компании Harbin Pharmaceutical. Это было сделано по настоянию министерства торговли, которое посчитало, что слияние двух крупнейших американских компаний Wyeth и Pfizer позволит последней контролировать свыше половины рынка этих вакцин.

Кроме того, иностранные инвесторы сетуют на длительный процесс одобрения препаратов и обязательные повторные национальные клинические испытания. Что не мешает им упорно продвигаться вперед.

Big Pharma в Китае

Компания Год появления в стране Выручка за 2012 год ($) Количество работников Количество подразделений
Pfizer 1980 3 млрд (по прогнозам Goldman Sachs) 9000 10
Bayer 1882 3 млрд 11000 23
Eli Lilly 1990 2,3 млрд 4000 12
Sanofi 1982 1,6 млрд 6000 10
AstraZeneca 1993 1,5 млрд 5000 25
GlaxoSmithKline 1908 1,1 млрд 5000 5
Novo Nordisk 1994 1,1 млрд 4044 5
Merck 1992 1 млрд 5000 14
Roche 1994 916 млн 4600 40
Novartis 1987 840 млн 8000 11
Источник: Vademecum
китай, big pharma
Источник: Vademecum №3, 2013

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа